Почему индивидуалистическое мировоззрение мешает развитию человека?
Статья «Природа человека и капитализм» весьма наглядно показала, что капиталистическое общество будет постоянно производить конфликты. И что именно индивидуалистическое мировоззрение является причиной этих конфликтов. Ведь, действительно, человек-индивидуалист не способен жертвовать своими интересами для решения конфликтов. Но мне лично показалось очень интересным рассмотреть причины такой ситуации. А именно, какие механизмы существуют внутри индивидуалистического мировоззрения, заставляющие человека «желать» конфликтов.
Определенный антагонизм между индивидуализмом и коллективизмом существовал всегда, практически во всех цивилизациях. Такой конфликт складывался, как мне кажется, потому что в преимущественно коллективистских обществах находилась маленькая часть индивидуумов, которая считала влияние или даже «давление» общества отрицательным для их собственного развития. И тем самым они отрицали коллективизм как явление.
Но мне неизвестны аналоги в истории человечества такой индивидуализации общества, как сегодня на Западе. Понятно, что это есть результат развития по принципам Модерна за последние столетия. Именно такое развитие требовало крайней индивидуализации общества ради экономического роста. И понятно, что при такой индивидуализации человек будет давить других людей ради собственного успеха: человек человеку — волк. Но такого рода аргументы не вызывают понимания у представителей Запада. «Ну и что, что человек будет давить других? Общество-то, в конечном итоге, всё равно развивается», — говорят и будут говорить они. И, мне кажется, если не объяснить, почему именно такая крайняя индивидуализация сильно вредит самому индивидууму, эту проблему не решить. Ведь любая апелляция к коллективу при дискуссии с индивидуалистом бессмысленна. Для него это непонятно в принципе. Следуя такой логике, я начал изучать проблему индивидуализации именно для самого индивидуума.
В своих поисках я наткнулся на очень интересное сравнение. Крайняя стадия индивидуализации встречается у определенного типа людей — у наркоманов. Наркоманы в принципе не в состоянии создать коллективы, так как единственное, что для них важно — это наркотики. Есть множество случаев, когда наркоманы совершали абсолютно аморальные поступки, чтобы получить доступ к своим наркотикам, например, продажа людей, даже родственников. Но у наркоманов также отсутствует способность к рациональному осмыслению проблемы. У них происходит атрофия префронтальной доли мозга, которая как раз и ответственна за рациональные размышления и выводы, за контроль над своими импульсами и так далее.
Сегодня исследования в неврологии и медицине выявили новые аспекты наркозависимости. Эти исследования говорят, что человек становится зависимым не от какой-то субстанции, а от громадной дозы наслаждения, которое он получает от того или иного наркотика. Такая большая доля наслаждения затмевает всё бывшее бытие человека, и человек понимает на уровне инстинкта, что только этот наркотик способен его приблизить к его цели. Понятно, что это очень глубокое заблуждение, но инстинкты — на то и инстинкты, и борьба против них очень непростая.
Наркозависимость качественно меняет мозг и психику человека, превращая его в социального изгоя и сугубо больного человека. Наркоман больше не в состоянии думать о чем-то, кроме наркотика. Происходит десенсибилизация ко всему вокруг. Ко всему теряется интерес. Зачем учиться? Зачем познавать мир? Зачем развиваться? Такому человеку нужен только наркотик, и всё.
То есть самое страшное в этом заболевании — это то, что оно превращает человека в животное. Происходит полное порабощение человека его животным инстинктом. Конечно, человек от этого становится жутко несчастным. Именно из-за этого практически все наркоманы являются крайне недовольными своей ситуацией, но исправить они ее могут крайне редко. Даже очень сильные индивидуумы редко справляются с такой задачей в одиночку.
И у меня после такого сравнения радикальной индивидуализации при капитализме и индивидуализации наркомана возникает ощущение, что, по сути своей, это одно и то же. Индивидуализация общества при капитализме — это превращение человека в наркомана.
В статье говорится, что жажда обогащения закрывает путь к развитию человека. А что такое жажда обогащения? Не что иное, как большая доза наслаждения, то есть наркотик в нынешнем понимании науки. А если продолжить эту мысль, то получается, что всё, что капитализм предоставляет обществу и человеку — это всё, по сути своей, наркотики. Новые гаджеты, новая одежда, новые машины — это всё есть ни что иное, как новый «шприц» наслаждения для наркомана. Всё это основывается на животных инстинктах и делает человека наркозависимым.
Это, конечно же, уже само по себе страшно. Но с развитием интернета и других технических возможностей качество и количество таких «шприцев» достигло небывалых высот. Так, по данным многих исследований, порнография и компьютерные игры, которые доступны бесплатно и практически в неограниченных количествах, при постоянном «приеме внутрь» дают такие же последствия, как героин. Сравнивали скан мозга героинового наркомана и «наркомана» с интернет-зависимостью — разница практически отсутствует. А потребление порнографии в западном обществе достигло такого охвата, что, когда группа ученых в 2009 году захотела исследовать влияние порнографии на психику человека, они просто не смогли найти контрольную группу (то есть тех, кто не увлекался порнографией). Есть другие исследования, которые предполагают, что примерно треть всего интернета насыщена порнографическим контентом. Больше 30 %! Это при громадном размере всего интернета. При таком легком, бесплатном доступе можно представить, насколько катастрофичны последствия для здоровья общества.
Это очень серьезное заболевание. Такое больное общество нужно лечить. И не допускать заболевания у себя.
В заключение я хотел бы сказать, у меня складывается такое ощущение, что механизм «наркотизации» человека и есть то самое отчуждение человека от его родовой сущности по Марксу. И мне кажется, что только глубоко осознав всю суть данного заболевания, можно действительно убедить себя и потом уже и западного человека во вреде той радикальной индивидуализации, которая является принципом существования капитализма. Исследования на эту тему уже есть, наука, изучающая данное явление, достигла высокого уровня. Но только все боятся делать политические выводы из этих исследований. Ведь если действительно поставить массовый диагноз западному обществу — то необходимо будет предоставить лечение. А какое лечение может быть при подобной «наркозависимости»? Только «коллективизация». Восстановление у наркозависимого его связи с коллективом, предоставление ему чувства силы коллектива, веры коллектива во внутренние силы больного. Очень редки случаи, когда наркозависимый смог сам справиться со своей зависимостью, когда она уже достигла стадии физического изменения мозга. Без осознания того, что за человеком стоит что-то большее, что-то мощное, человеку не победить свои инстинкты и это заболевание.
Наркозависимость крайне тяжело лечится. Но, как говорится, диагноз проблемы — это уже половина решения. Я очень надеюсь, что эта болезнь будет с корнем вырвана из моей Родины и мира в целом.