Подмена понятий

В очередной статье цикла «О коммунизме и марксизме» С. Е. Кургинян продолжает развивать тему инфантилизации, которую он рассматривал в предыдущем номере в связи с проектом «Великий Инквизитор». Мне данное рассмотрение показалось достаточно интересным, ведь совсем недавно я сам приходил к примерно таким же выводам.

Осенило меня достаточно просто: в один из рабочих дней я пошел пообедать, в заведении постоянно были включенные телевизоры, по которым транслировались некие музыкальные клипы. Один из клипов вызвал крайне неприятные ощущения — в нем были дети, которые де факто вели себя как тинейджеры или взрослые. Сам по себе я не люблю, когда детей ради юмора или умилительных моментов стараются делать похожими на взрослых, — ну лично я это смешным или милым не нахожу, но здесь, как мне показалось, было явлено нечто большее. Сразу же всплыли фразы, которые я неоднократно слышал от уже достаточно взрослых людей, — мол, ученые доказали (ох уж эти «ученые»), что раз продолжительность жизни возросла, то и сам статус «подростка» начинает охватывать и людей чуть ли не возраста до 35 лет. Неслабо, да?

Если так задуматься, то подросток — это самый идеальный потребитель: он капризен, безответственен, легко внушаем и частично способен на какие-либо действия, в том числе и на деструктивные, плюс интересуется не только детскими развлечениями, но уже и вполне взрослыми. И безусловно, расширение рамок этого «подросткового периода» очень выгодно. Если так задуматься, то секспросвет в школах, попытки ограничить родителей в правах воспитания ребенка и периодические разговоры о снижении порога «возраста согласия» можно отнести в эту же копилку. Но пока для меня подобная конструкция, пришедшая мне тогда в голову, является не более чем гипотезой и страшным образом вероятного будущего. Однако с порога ее отметать совсем не хочется.

Но вернемся к вопросу об инфантилизации. Как уже было сказано в статье, «не нужно обладать тонким нюхом для того, чтобы уловить тлетворный запах инфантилизации». И это сущая правда. Сейчас не нужно особо напрягаться, чтобы как-то эту инфантилизацию увидеть. В наше время стало слишком много достаточно взрослых людей, которые всё так же охвачены «юношеским максимализмом», очень большое число наших сограждан (но, я полагаю, это тенденция не только в нашей стране) уже явно гордится своим невежеством. Отметаются знания, которые всё же целостной личности необходимы, но не несущие каких-то выгод в ближнесрочной перспективе. Да долгосрочных целей себе не особо ставят — так, разве что планировать расходы на приобретение чего-либо или же на поездки куда-либо. И всё — потолок. Попытки говорить о вещах концептуальных, само собой, вызывают отторжение и даже глум — ну негоже столь «серьезным» людям обсуждать какие-то вещи концептуальные, когда есть чисто прагматика. Чем-то, кстати, напоминает разговоры в стиле нерадивых учеников школы в стиле «а зачем мне эта математика, если я спортсменом стать хочу?».

И что во всем этом самое, полагаю, мерзкое, так это то, что происходит подмена понятий. Интересы и деятельность, присущая взрослому человеку и гражданину, называется «несерьезной», в то время как явления, сопутствующие процессу инфантилизации приобретают ореол «взрослых» и безумно «серьезных». Через это люди становятся более внушаемыми и выбирают источники информации по принципу личной симпатии и сопричастности к пресловутой инфантилизации. Ну а что, приятно же, когда гладят по головке и называют взрослым? То-то же.

И всё же, полагаю, не настолько всё безнадежно. Стоит обратить внимание, как при предчувствии какой-либо беды люди хватаются за любую возможность эту беду предотвратить или же найти объяснение происходящему, чего не дают инфантилизаторы. В такой момент есть вероятность того, что человек откроет глаза и будет восприимчив к иным дискурсам. Но это лишь ситуативная реакция, которую можно использовать как индикатор этой небезнадежности.

Как же не доводя до предела переломить эту ситуацию — вопрос острый и достаточно актуальный. Вопрос, который необходимо решать в кратчайшие сроки, иначе процесс зайдет слишком далеко, и даже иррациональные реакции, побуждающие к поиску смысла, будут отключены и превратятся лишь в «праздники непослушания» того или иного сорта. И тогда беды не избежать.