Заклинание

Прочитал статью о Бродском. Много думал. Ведь то, что Бродского считают «антисоветским поэтом», — это же даже не манипуляция. Манипуляция — штука весьма неустойчивая. И зачастую, к манипуляциям вырабатывается иммунитет. Обычно бывает так, что манипуляция невыгодна тому, кем манипулируют. И если один и тот же прием использовать слишком часто в отношении большого числа людей, то рано или поздно люди как-то интуитивно перестают поддаваться такому приему. Это похоже на какую-то долгоиграющую шутку или мем, которые часто переиначивают на разный лад под разные обстоятельства. Их нужно периодически менять, поскольку они перестают работать. Со временем они словно выветриваются. А тут получилась совсем другая ситуация: не выветривалось и даже будто бы крепло.

В статье-то всего-навсего было напечатано несколько фрагментов стихотворения и сказано, если коротко: смотрите, что написано. Смотришь — и вправду написано. А почему же никто не видел-то? Это и есть то остранение, о котором говорится в той же статье? Вот так штуковина!

Где-то читал, что на каких-то далеких островах можно встретить неких аборигенов, которые по причине скудости представлений о внешнем мире не замечают, скажем, пролетающий над островом самолет. Даже если спросить их, слышат ли они шум от его двигателей, они не поймут, о каком шуме речь. Они настолько убеждены, что ничего подобного не может быть, что им проще придумать себе, что это шум прибоя или ветра, что на небе птица, что у нее даже есть клюв, перья и когти. Но самолет они услышать и увидеть не могут. Еще говорят, что в свое время индейцы не видели кораблей Колумба. У них тоже не было понятия о том, что такое возможно.

То есть вот был реальный Бродский. Писал стихи. И кто-то словно бы наложил какое-то заклинание на тот след, который он оставил в действительности. Люди читали его, думали о написанном и в упор не видели того, что он выступает не за капитализм, а резко против него. Это ведь не манипуляция. Это отвод глаз, галлюцинация, нежелание или даже невозможность видеть действительность.

А почему ее не удается увидеть? Потому, что она привычна. В отличие от индейцев, которые не могли разглядеть кораблей из-за ограниченности представлений о мире, мы не могли разглядеть в Бродском антикапиталиста, потому как считаем, что уже в нем всё разглядели.

И чтобы разглядеть там что-то еще, нужно взглянуть на него так, как смотрят на нечто, увиденное впервые. Так, как смот­рит ученый, который получил новый элемент таблицы Менделеева, на этот самый новый элемент. «Здравствуй, дружок, какой ты из себя? Какие свойства имеешь? Как взаимодействуешь с остальными?»

Но чтобы так смотреть на что-то привычное, нужно же иметь по отношению к этому привычному какие-то вопросы. Нельзя же всегда смотреть на всё как в первый раз? Нужен какой-то повод смотреть на что-то знакомое как на незнакомое. Даже те самые индейцы поняли, что что-то не так, поскольку рябь по воде они, как ни странно, видели. Кажется, чаще всего так происходит по отношению к окружающим людям. Встречаешь старого друга, которого не видел год или два или более, и смотришь на него. Как он разговаривает, как выглядит, чем занят — словно понять пытаешься, тот ли это самый друг или это какой-то уже другой человек.

Но одно дело — люди, от которых можно ожидать переменчивости, а другое дело — что-то, что кажется незыблемым. Можно понять индейцев, которые никак не ожидали, что из-за горизонта, за которым было лишь бескрайнее море до самого края земли, вдруг появились какие-то неведомые штуковины, которых быть не должно.

Значит, нужна какая-то «рябь на воде», чтобы появился повод к тому, чтобы как-то насторожиться. Но люди-то от Бродского никакой «ряби» не видели. А те, кто знал о подлоге, — молчали.

Впрочем, вижу еще один повод для того, чтобы взглянуть на что-то «остраненно».

Представим, что вы в беде. Вы ищете способ спастись. Но очевидных способов не находите. Что тогда? В такие моменты люди порой начинают делать очень странные вещи, которых они и вообразить не могли. А тут они смотрят на привычные вещи, на знакомых людей, на ситуацию и ищут там что-то, что могло бы помочь. В такой ситуации остраниться может практически всё вокруг. Человек будет искать какие-то невидимые им ранее стороны всего вокруг и в себе самом.

«Антисоветские любители Бродского» — это же кто? Это враги нашей страны, которая находится в огромной опасности. А раз есть опасность и есть желание страну спасти, то отобрать у этих самых «любителей» одного из их кумиров — выглядит уже вполне мотивированным шагом. Шагом человека, который отождествляет опасность для страны, с опасностью для себя и который хочет страну спасти.

Такой человек обязательно начнет всматриваться в то, чем страну атакуют. Из Бродского сковали антисоветскую шпагу и наносят ею удары? Нужно выбить ее из рук. А лучше бы не просто выбить, а забрать себе и самому наносить этой шпагой удары. Правда, для этого нужно научиться такой шпагой владеть.