Кургинян: паратеатр — источник духовного опыта для современного человека

Театр «На досках», спектакль «Кто слышит пролитую кровь»
Театр «На досках», спектакль «Кто слышит пролитую кровь»

Современный человек, ищущий духовного опыта, может получить его, приходя в паратеатр, заявил философ, политолог, театральный режиссер Сергей Кургинян 14 ноября в интервью телеканалу «Россия 24».

Человек не может удовлетвориться реалиями окружающего его мира, считает политолог. «Мне кажется, что это некая иллюзия, согласно которой человек может жить в этих рамках так называемого реального мира. То есть он ходит в кино, в ресторан, в гипермаркет, работает, ездит отдыхать и так далее, и точно знает, что это кончится тем, про что сказано было Гамлетом „А что мне эта квинтэссенция праха?“, что это все, так сказать, развлечение перед тем, как он уляжется в могилу, в крематорий. Такая жизнь человеческая невозможна», — сказал он.

В современном обществе тот духовный опыт, которого так ищет человек, может дать паратеатр.

«Прямой духовный опыт способен дать определенный театр. Я начал его развивать лет 45 назад, и тогда те, кто был на слуху, это были польский режиссер Ежи Гротовский, который говорил „паратеатр“, Эудженио Барба, Боб Вилсон. То, что происходит в театре „На досках“, — это продление традиции этого паратеатра и опыта, который предложил Гурджиев, а также опыта средневековых мистерий, храмового театра, каких-нибудь элевсинских мистерий античности, еще более древних вещей, — пояснил Сергей Кургинян. — Это единая традиция. Мы эту традицию продолжаем».

По словам аналитика, все вышеперечисленное адресует к понятию «коллективной, тонкой, но реально существующей структуры», которую испокон веков называли «тонким миром».

«Тонкий мир, в котором люди, которые во что-то сильно верят, образуют некие сообщества, которые называются эгрегорами. Это связь между живыми и мертвыми, это связь между тем, за что люди умерли, и жертвой, которые они принесли, и следующими поколениями, которые должны каким-то образом оттуда что-то брать и туда что-то давать, — пояснил Сергей Кургинян. — И все это реализуется в ходе театральных спектаклей. То есть театр как бы что-то познает на сцене, чего он не может познать в другой жизни».