Кургинян: паратеатр — источник духовного опыта для современного человека
Современный человек, ищущий духовного опыта, может получить его, приходя в паратеатр, заявил философ, политолог, театральный режиссер Сергей Кургинян 14 ноября в интервью телеканалу «Россия 24».
Человек не может удовлетвориться реалиями окружающего его мира, считает политолог. «Мне кажется, что это некая иллюзия, согласно которой человек может жить в этих рамках так называемого реального мира. То есть он ходит в кино, в ресторан, в гипермаркет, работает, ездит отдыхать и так далее, и точно знает, что это кончится тем, про что сказано было Гамлетом „А что мне эта квинтэссенция праха?“, что это все, так сказать, развлечение перед тем, как он уляжется в могилу, в крематорий. Такая жизнь человеческая невозможна», — сказал он.
В современном обществе тот духовный опыт, которого так ищет человек, может дать паратеатр.
«Прямой духовный опыт способен дать определенный театр. Я начал его развивать лет 45 назад, и тогда те, кто был на слуху, это были польский режиссер Ежи Гротовский, который говорил „паратеатр“, Эудженио Барба, Боб Вилсон. То, что происходит в театре „На досках“, — это продление традиции этого паратеатра и опыта, который предложил Гурджиев, а также опыта средневековых мистерий, храмового театра, каких-нибудь элевсинских мистерий античности, еще более древних вещей, — пояснил Сергей Кургинян. — Это единая традиция. Мы эту традицию продолжаем».
По словам аналитика, все вышеперечисленное адресует к понятию «коллективной, тонкой, но реально существующей структуры», которую испокон веков называли «тонким миром».
«Тонкий мир, в котором люди, которые во что-то сильно верят, образуют некие сообщества, которые называются эгрегорами. Это связь между живыми и мертвыми, это связь между тем, за что люди умерли, и жертвой, которые они принесли, и следующими поколениями, которые должны каким-то образом оттуда что-то брать и туда что-то давать, — пояснил Сергей Кургинян. — И все это реализуется в ходе театральных спектаклей. То есть театр как бы что-то познает на сцене, чего он не может познать в другой жизни».