1. Политическая война
  2. Внешняя политика Китая
Пекин, / ИА Красная Весна

Китай готовится к захвату радикалами Афганистана

Изображение: Андрей Грук © ИА Красная Весна
Статуя Конфуция в Императорской Академии. Пекин
Статуя Конфуция в Императорской Академии. Пекин

Средства информации Китая потихоньку готовят народ к принятию сценария с признанием талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) легитимной политической силой в Афганистане, считают эксперты, 14 августа сообщило агентство Reuters.

Серия фотографий, опубликованных в прошлом месяце китайскими государственными СМИ, на которых министр иностранных дел Ван И стоит плечом к плечу с приезжим талибским (организация, деятельность которой запрещена в РФ) чиновником, одетым в традиционную тунику и тюрбан, удивила жителей страны.

С тех пор пропагандистская машина Китая начала потихоньку готовить свой народ к принятию все более вероятного сценария, согласно которому Пекину, возможно, придется признать Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ), жесткое исламистское движение, которое быстро завоевывает территорию в Афганистане, в качестве легитимного режима.

«Даже если они не смогут контролировать всю страну, они все равно будут значительной силой, с которой придется считаться», — написал 12 августа влиятельный блогер, известный тем, что является экспертом по внешней политике Китая. Комментатор, известный под псевдонимом Нютаньцинь, или «Корова, играющая на цитре», сделал эти замечания на своем канале WeChat.

13 августа крупный государственный таблоид Global Times опубликовал интервью с лидером афганской оппозиционной партии, который заявил, что «переходное правительство должно включать талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ)».

Движение «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) по мере вывода американских войск вызывает неловкость у Китая, который обвиняет религиозный экстремизм в качестве дестабилизирующей силы в своем западном Синьцзянском регионе и уже давно беспокоится о том, что контролируемая талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) территория будет использоваться для укрывательства сепаратистских сил.

Но Китай также придерживается политики невмешательства во внутренние дела других стран. Он также резко ужесточил меры безопасности в Синьцзяне.

Встреча в прошлом месяце в северокитайском городе Тяньцзинь последовала за аналогичным визитом делегации талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в 2019 году, Ван заявил, что надеется, что Афганистан сможет проводить «умеренную исламистскую политику».

В работе с талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) всё более могущественный Китай может использовать тот факт, что, в отличие от России или США, он никогда не боролся с ними. Когда талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в последний раз были у власти в 1996–2001 годах, Китай уже приостановил отношения с Афганистаном, отозвав своих дипломатов в 1993 году после начала гражданской войны.

«В этом мы прагматичны. То, как вы хотите управлять своей страной, в значительной степени является вашим собственным делом, просто не позволяйте этому влиять на Китай», — сказал Линь Минван, эксперт по Южной Азии из Шанхайского Университета Фудань.

«Когда такая крупная азиатская держава, как Китай, показывает, что признает политическую легитимность талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), встречаясь с ними так открыто, это дает талибам (организация, деятельность которой запрещена в РФ) большую дипломатическую победу», — сказал Линь.

На этой неделе государственные СМИ опубликовали по меньшей мере две аналитические статьи, в которых подчеркивалось, что Афганистан был «кладбищем империй», и предостерегалось, чтобы Китай не увяз в «Большой игре», усиливая сообщение о том, что Китай не питает ни намерений посылать войска в Афганистан, ни иллюзий, что он может заполнить вакуум власти, оставленный Соединенными Штатами.

После встречи с Ваном талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) заявили, что надеются, что Китай сможет играть большую экономическую роль. «Это показывает, что Китай мог бы использовать обещания экономической помощи и инвестиций послевоенному Афганистану в качестве пряника, чтобы побудить обе стороны прекратить боевые действия и достичь политического урегулирования», — сказал Чжан Ли, профессор исследований Южной Азии в Сычуаньском университете.

Опасность региональной нестабильности для Китая была подчеркнута в прошлом месяце, когда 13 человек, включая девять китайских рабочих, были убиты в Пакистане в результате действий террориста. Китай строит масштабные инфраструктурные проекты в Пакистане в рамках своей инициативы «Пояс и путь». «Приоритетом номер один для Китая является прекращение боевых действий, поскольку хаос порождает религиозный экстремизм и терроризм», — сказал Чжан.