Турецкие фермеры пожаловались на засуху и пожурили Эрдогана за бездействие
Турецкие фермеры и сельхозпроизводители испытывают сильные затруднения из-за засухи. Некоторые из них обвиняют президента Реджепа Эрдогана в том, что он не реагирует на ухудшение климатической ситуации. Об этом 5 октября пишет портал Phys.org.
«Мои помидоры, мои бобы, мой перец испорчены. Мои арбузы даже не выросли. Огурцы, которые я посадил, высохли на ветвях», — сокрушалась 58-летняя Хава Келес, турецкий фермер, работающий на засушливом анатолийском участке в Аккузулу, к северу от Анкары.
Келес входит в число тысяч фермеров по всей Турции, чьи средства к существованию были разрушены из-за того, что в течение последних двух лет выпало мало дождей, чтобы напитать их посевы.
Некоторые эксперты обвиняют президента Реджепа Тайипа Эрдогана, чей рейтинг в значительной степени держится на процветании, обусловленном быстрым развитием городов, в том, что он не сделал достаточно для решения насущных экологических проблем в стране.
Но Эрдоган пообещал, что Турция ратифицирует Парижское соглашение 2015 года в октябре до ключевого саммита ООН по климату в следующем месяце в Глазго. Турция подписала сделку в 2016 году.
Экологические проблемы никогда не занимали первое место в политической повестке дня Турции, но все изменилось после летних экстремальных погодных явлений, включая лесные пожары на побережье Средиземного моря и разрушительные наводнения на севере.
Изменения не могут произойти достаточно быстро для фермеров-должников, таких как Келес, в стране, где засуха распространилась на большей части территории.
«Мой муж предлагает покинуть наш сад. Но я не могу. Я слишком много для этого работала. Что я теперь могу с этим поделать?» — размышляет она, несмотря на то, что у нее есть долги на тысячи долларов.
Этим летом фермеры в ее районе не смогли пробурить землю достаточно глубоко, чтобы найти грунтовые воды, поэтому им пришлось доставлять ее в больших цистернах, которые тянули тракторы.
Сельское хозяйство является крупным сектором турецкой экономики, на который приходится около шести процентов ВВП и в котором занято 18 процентов рабочей силы.
Турция самодостаточна в производстве продуктов питания и является седьмым по величине производителем сельскохозяйственной продукции в мире, экспортируя все: от лесных орехов до чая, оливок и инжира.
Но, по данным министерства сельского хозяйства, импорт пшеницы в страну уже вырос почти в геометрической прогрессии за два десятилетия — со $150 млн до $2,3 млрд в 2019 году.
Такие цифры усиливают опасения, что Турция превратится из производителя в страну, зависящую от внешних факторов для удовлетворения своих потребностей в продовольствии.
«Турции предстоит ко многому адаптироваться, особенно в плане сельского хозяйства, потому что грядут серьезные засухи. То, что мы видели, — ничто», — предупредил Левент Курназ, директор центра исследований изменения климата и политики Университета Богазичи в Стамбуле.
Продовольственная инфляция в августе достигла 29 процентов по сравнению с прошлым годом, и в попытке облегчить ситуацию Эрдоган снизил до нуля импортные таможенные пошлины на основные продукты, такие как пшеница, нут и чечевица, до конца года.
Эксперты говорят, что правительство провалило свою политику в области управления водными ресурсами, что усугубляет проблему.
Фермеры страдают от значительного снижения уровня воды в плотинах по всей Турции, что также ставит под угрозу потребности в воде каждого гражданина, в то время как озера высыхают.
«Нам нужно строить наши города таким образом, чтобы уровень подземных вод повышался», — сказал Джейхун Озселик, доцент кафедры водных ресурсов Университета Мугла Ситки Кочман.
«Если мы не предпримем необходимых мер, если городская инфраструктура будет недостаточной, то я могу сказать, что в предстоящие годы нас ждут трудные дни», — добавил он.
На западе страны, на побережье Эгейского моря, зеленые оливковые рощи покрывают холмы в Миласе, известном своим оливковым маслом, которое в декабре получило статус охраняемого Европейским союзом. Но фрукты тоже находятся в опасности.
Исмаил Атичи, глава сельскохозяйственной палаты Миласа, сказал, что в 2021 году дождя вообще не было.
«Если еще один или два месяца не будет дождя, деревья не смогут питать плоды», — добавил он.
Фердун Четинцевиз, 41 год, который ухаживает примерно за 200 коровами и кукурузными полями в горах, сказал, что теряет до 40 тыс. лир ($4,5 тыс.) в месяц.
Окруженный сухой равниной и зелеными горами вдалеке, Цетинцевиз подсчитал, что в этом году из-за засухи было потеряно до 50 процентов урожая, включая кукурузу.
Фермеры в Миласе раньше выращивали хлопок, но для этого требуется огромное количество воды, поэтому они перешли на кукурузу.
«Если я не смогу поливать свои посевы, в которых также нуждаются мои животные, они останутся голодными», — сказал Цетинцевиз.