Сбербанк начал испытание электронного документооборота на базе блокчейн

Изображение: picsa.tm
Сбербанк
Сбербанк

Испытания системы документооборота на основе технологии блокчейн успешно провели Сбербанк и Федеральная антимонопольная служба 19 декабря, сообщает сайт Сбербанка.

«В настоящее время осуществляется опытно-промышленная эксплуатация цифрового взаимодействия, при котором информация и документы, которыми обмениваются ФАС России со Сбербанком, успешно передаются и хранятся в зашифрованном виде с использованием технологии блокчейн и сертифицированных в Российской Федерации средств криптографии», — говорится в сообщении.

«Запущенная нами в опытную эксплуатацию система является не только одним из первых в мире реальных примеров использования блокчейн государством, но и практическим инструментом для дальнейшего развития этой технологии в целях упрощения и улучшения взаимодействия государства, бизнеса и власти», — сообщает заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.

«В решении с ФАС России есть ряд инноваций, которые за счет использования технологии блокчейн позволяют отказаться от использования услуг посредников — операторов документооборота», — считает управляющий директор Sberbank Digital Степан Кузнецов.

Отметим, что технология блокчейн позволяет создавать распределенные базы данных, не имеющие единого центра, в которых имеется механизм проверки подлинности и неизменности хранимого объекта. На базе этой технологии потенциально можно наладить оборот юридически значимых документов между различными субъектами.

Комментарий редакции

Различные проекты по предоставлению электронных услуг, в том числе сопровождение документооборота, существуют в России давно. Как правило, предоставление этих услуг зависит от централизованных систем, создаваемых государственными органами или частными операторами. В теории, с использованием данной технологии можно избавиться от единого центра управления. Но стоит отметить, что не централизация до сих пор тормозила развитие данной сферы.

Зачастую различные госорганы создавали свои системы без оглядки на аналоги, создаваемые другими госорганами. Причины тому могли быть разные: недостаток информированности, слабое взаимодействие, несоответствие систем требованиям смежных областей. Так или иначе, это породило большое число различных, несовместимых между собой стандартов, правил и форматов данных.

Таким образом, дело тут заключается не столько в том, чтобы использовать какую-то новую технологию, а в том, чтобы наладить более плотное взаимодействие между различными субъектами. Даже если представить себе, что будет внедрена децентрализованная технология хранения и проверки подлинности, это не снимет нужды в унификации форматов, в упрощении процедуры обмена и прочих организационных мерах.

Кроме того, имеется и чисто экономический вопрос. В создание действующих систем вложены серьезные средства. Для их усовершенствования и адаптации к работе на новой технологической базе, вероятно, понадобятся сопоставимые средства. Прежде чем делать ставку на новые технологии (эффективность которых недостаточно исследована), имеет смысл провести инвентаризацию всех действующих систем различных государственных органов и унифицировать их работу. Тогда внедрение каких-либо новых технологий оказалось бы гораздо более простой задачей.

В данный момент эта вполне позитивная инициатива рискует оказаться просто очередной системой, которая ничем не примечательна, кроме используемой технологии, и не решающая важных проблем индустрии.