Действие никотина на рост раковых клеток подавлено — российские ученые
Российские ученые научились убивать раковые клетки и исключать влияние никотина на их рост в легких, говорится в статье, опубликованной 31 мая в научном журнале Plos one.
Коллектив ученых из ИБХ РАН и МФТИ обнаружили, что при раке легкого можно замедлить рост опухоли с помощью белка Lynx1 (белок млекопитающих, родственный α-нейротоксинам из яда змей).
Увеличение наработки белка Lynx1 в ткани легкого, выработка которого уменьшается при раке, приводит к замедлению роста клеток опухоли, сообщил один из соавторов научной работы, доцент кафедры физико-химической биологии и биотехнологии МФТИ Екатерина Люкманова.
Исследователи провели опыт с водорастворимым аналогом белка Lynx1 (ws-Lynx1), добавив его к раковым клеткам легкого (A549). Было обнаружено, что через 72 часа количество опухолевых клеток значительно сократилось. Также обнаружилось, что водорастворимый белок ws-Lynx1 исключает пагубное влияние никотина на рост раковых клеток.
По результатам исследований авторы статьи добились остановки деления раковых клеток и их дальнейшей смерти.
«Мы показали, что водорастворимая модификация Lynx1 останавливает деление клеток опухоли и вызывает в них апоптоз (регулируемый процесс программируемой клеточной гибели — прим. ИА Красная Весна)», — заявил один из соавторов работы, научный сотрудник ИБХ РАН Михаил Шулепко.
Читайте также: «Скальпель» из углерода. В Обнинске построят центр для лечения рака
Шулепко уверен, что результаты их работы открывают хорошие перспективы для борьбы с карциномами (вид злокачественной опухоли (рак) — прим. ИА Красная Весна).
Напомним, каждый шестой человек на нашей планете умирает от рака. Рак легких самый смертельноопасный — по данным Всемирной организации здравоохранения, от него погибает один миллион 690 тысяч человек в год.
Все новые открытия в области лечения раковых опухолей требуют длительной проверки. Марина Секачева, руководитель Центра персонализированной онкологии, профессор кафедры онкологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова по этому поводу сообщила: «Это долгий и сложный путь: от идеи до пациента. Все перспективные молекулы сначала тестируются на животных, потом проходят исследования с участием 10-20 пациентов, затем их число растет, счет идет на тысячи. На каждый следующий этап препарат переходит, только если продемонстрирует эффективность и безопасность на предыдущем. Это занимает годы, но защищает больных от неприятных последствий».