Заключенные француженки-исламистки требуют от Парижа судить их на родине

Изображение: Брусницына Галина © ИА Красная Весна
Боевики
Боевики

В качестве жеста отчаяния, обращенного к властям Франции, около 10 француженок, присоединившихся к «Исламскому государству» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и находящихся сейчас в лагерях временного содержания в Сирии, начали в субботу голодовку, протестуя против отказа правительства вернуть их домой и там предать их суду, 21 февраля сообщает The New York Times.

Эти женщины входят в число десятков французских матерей и примерно 200 их детей, которые были задержаны курдскими силами и по меньшей мере два года содержатся в убогих лагерях, пребывая в состоянии правовой неопределенности.

С 2019 года, когда исламские боевики утратили свой последний плацдарм в Сирии, около 60 000 их родственников, в основном женщины и дети, застряли в зловонных, пораженных болезнями лагерях для заключенных, управляемых курдскими силами на северо-востоке страны, не имея представления о своей дальнейшей судьбе.

Франция, наряду с другими западными странами, чьи граждане также задержаны в Сирии, сопротивляется призывам семей и правозащитных групп репатриировать своих людей, и согласилась принять только горстку детей.

Репатриация граждан, которые отправились участвовать в джихаде, уже давно является чувствительным вопросом во Франции, стране, которая все еще не оправилась исламистских террористических атак, продолжающихся на протяжении многих лет. Но голодовка, вкупе с недавними инициативами французских законодателей и граждан, может усилить давление на правительство, чтобы оно приняло меры перед лицом ситуации, которая ухудшается с каждым днем, отмечает издание.

Эксперты ООН по правам человека на прошлой неделе настоятельно призвали 57 государств, включая Францию, репатриировать женщин и детей, чье «продолжающееся содержание под стражей на неопределенных основаниях» в лагерях «вызывает серьезную озабоченность и подрывает прогресс в области установления ответственности, истины и правосудия».

Франция давно доказывает, что взрослых, присоединившихся к ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), в том числе женщин, следует судить там, где они совершили свои преступления: в Сирии и Ираке. И несколько человек уже получили приговоры в иракских судах.

Но суд над женщинами до сих пор оказался невозможным, поскольку их потенциальные преступления неясны и потому, что курдская администрация, которая их удерживает, не имеет международного признания, отмечает NYT. Курдские силы, управляющие лагерями, призвали к репатриации всех иностранцев, заявив, что не могут бесконечно держать их в нестабильном регионе.

Каждая их таких стран, как Россия, Узбекистан и Казахстан, репатриировала более 100 своих граждан, что намного больше, чем западные страны, где общественное мнение решительно против возвращения домой тех, кто ушел воевать на стороне ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), указывает издание.

Правозащитные организации настаивают на том, чтобы правительства вернули домой хотя бы детей своих граждан, утверждая, что ехать в Сирию не было выбором несовершеннолетних и что их воспитание в лагерях, ставших котлами исламистской радикализации, только усугубит ситуацию, пишет газета.