Пентагон увлекся созданием нового оружия и забыл о военной науке — эксперт
Армия США быстрыми темпами создает новейшие системы вооружений, но превосходство над противником требует создания концепций применения этого оружия, заявил старший вице-президент Лексингтонского института бывший руководитель департамента министерства обороны США Даниэль Гоур 16 сентября в статье для Breaking Defense.
Когда Пентагон говорит о трансформации, в первую очередь имеются в виду новейшие, передовые вооружения и оптимизация системы создания оружия, отмечает Гоур. Он признает положительные эффекты от программ Пентагона и успехи армии США в ускорении разработки ряда новейших платформ и систем вооружения.
Но нельзя путать технический прогресс и современную стратегию ведения боевых действий, пишет эксперт. У армии США появятся новые возможности для развертывания, но пока нет понимания как использовать эти разработки для победы над технологически сравнимым противником в условиях его преимущества из-за близости к театру военных действий (ТВД).
Пентагон полным ходом продвигает модернизационные программы, называемые 31 + 4, пишет Гоур. В ближайшие годы будет обеспечено начальное развертывание по крайней мере 22 из 35 этих программ, включая гиперзвуковую ракету, высокоточные вооружения дальнего действия, тактические лазеры и искусственный интеллект. К концу десятилетия набор наземных, воздушных, космических и кибернетических возможностей расширится еще сильнее, добавляет он.
Гоур спрашивает: «Когда Пентагон пришел к выводу, что быстрое создание нового оборудования означает модернизацию вооруженных сил?». Он утверждает, что военная история учит иному. Более совершенное оружие будет иметь значение в будущих войнах, но гораздо важнее создание оперативной концепции, а в конечном итоге доктрины, которая опережает оперативную мысль потенциальных противников.
Эта сфера, считает аналитик, крайне недооценена Пентагоном. «Что хорошего в батарее или целых батальонах гиперзвукового оружия, если нет понимания по каким целям оно должно применяться и зачем?», — спрашивает он. Шесть приоритетов модернизации дают «новые игрушки» каждому роду войск в вооруженных силах США, но «стрелять дальше и лететь быстрее — не оперативная концепция», добавляет он.
Сегодня Пентагон разрабатывает то, что называет «новой оперативной концепцией» многодоменных операций (multi-domain operations, MDO). Но это не способ борьбы, а попытка использования возможностей, созданных развитием наступательных огневых систем в нескольких средах, отмечает эксперт.
MDO не является оперативной концепцией, уверен автор. Нет уверенности, что когда-нибудь она будет применяться. Особенно сложным выглядит применение MDO на индо-тихоокеанском ТВД, где крайне мало возможностей для наступательных маневров.
В недавно описанном стратегическом документе Пентагона, напоминает он, для войны в этом регионе предполагается рассредоточить формирования по разным островам, чтобы их было труднее поразить китайским ВВС и флоту.
Можно очень серьезно нарастить возможности вооружений, но без разведки и целеуказания, связи и материально-технического обеспечения это оружие не будет эффективным, подчеркивает Гоур. Он утверждает, что подразделения армии США не развернуты в достаточном количестве в регионах, где могли бы проводить операции MDO — в Европе или на Тихом океане.
Возможно, считает бывший сотрудник Пентагона, стоит развернуть в Европе более крупные бронетанковые силы, чем надеяться на батареи высокоточного оружия, расположенные далеко в тылу.
Пентагону следует обратить внимание на разработку нового способа ведения войн на театрах военных действий против сравнимого по техническому оснащению противника, который может выбирать время и место начала боевых действий, иначе США окажутся неготовыми к новой войне, заключает эксперт.