На трассе М-12 открыто и исследовано редкое поселение бронзового века
Эксперты Волжской экспедиции исследовали поселения эпохи бронзы — первые масштабные исследования памятников эпохи бронзы в пойме реки Пьяна, сообщает 5 октября Институт Археологии РАН.
При реконструкции трассы М12 «Москва — Нижний Новгород — Казань» были найдены археологические находки бронзового века. В ходе спасательных археологических работ по трассе сотрудники обнаружили обширный материал и получили новые данные по освоению этой территории в первобытное время.
Поселение «Акузово 4» занимает первую надпойменную террасу правого берега реки Пьяна. Общая площадь памятника, которая была установлена в ходе разведок на этапе проектных изысканий, составляет около 9 тыс. кв. м. В ходе спасательных раскопок был исследован участок площадью 5303 кв. м, попадающий в зону будущего строительства автодороги.
Специалисты исследовали три сооружения, два из которых были интерпретированы как остатки жилищ. До наших дней сохранились основания жилищ в виде прямоугольных ям. По остаткам столбовых ям по периметру, можно сделать вывод, что постройки имели столбовую конструкцию стен. Площадь построек была 45 и 52 кв. м, в одной из них промоугольных ям исследован очаг.
Третье сооружение прямоугольной формы, отличалось от предыдущих большими размерами — 98 кв. м. У входа обнаружено кострище, в котором найдены фрагменты глиняной обмазки и единичные находки костей, а внутри у входа обнаружены челюсти животного. Из этого можно сделать вывод о использовании данного сооружения, которое возможно, связанно с хозяйственной деятельностью или сакральной сферой.
На исследуемой территории ученые собрали коллекцию артефактов из фрагментов лепной керамики. Керамика изготавливалась из глины с включениями и обжигалась на костре. Керамические предметы были расписаны узором «жемчужина», гребенчатым штампом, треугольными вдавлениями с внешней стороны, насечками по краю венчика.
Нашлись и индивидуальные находки, которые представляли из себя наконечники стрел, кремневые скребки округлой формы, каменные песты и глиняные грузила. По результатам раскопок и анализу собранных артефактов памятник возможно отнести к восточному варианту поздняковской культуры и предварительно датировать серединой II тыс. до н. э.