Сближение Вашингтона и Дохи глубже затянет США на Ближний Восток — RS

Изображение: pixabay.com
Ближний Восток под пятой США
Ближний Восток под пятой США

Превращение Катара в основного союзника США, не входящего в НАТО, является не лучшим шагом для Вашингтона, пишет аналитик Дэниел Ларисон 4 февраля в своей статье для американского аналитического центра Quincy Institute for Responsible Statecraft.

На этой неделе администрация Байдена объявила, что называет Катар основным союзником США, не входящим в НАТО (MNNA). Но этот статус приходит с новым оружием и технологиями и еще больше укрепит присутствие США в регионе, отмечает автор.

Новый статус не предполагает никаких оборонных обязательств США перед Катаром, но способствует более тесному сотрудничеству в области безопасности и дает им более широкий доступ к американскому оружию, исследованиям и технологиям, чем другим клиентам. Катар оказался полезным для США в Афганистане, особенно во время эвакуации из Кабула, и это назначение, похоже, является их наградой.

Обозначение MNNA демонстрирует, что Катар полностью восстановил свои позиции в Вашингтоне менее чем через пять лет после того, как Трамп дал зеленый свет блокаде этой страны под руководством Саудовской Аравии.

К сожалению, улучшение отношений с Катаром также показывает, что США все больше впутываются в ближневосточные дела в то время, когда значение этого региона для американских интересов снижается. В сочетании с объявленной Пентагоном растущей поддержкой ОАЭ, включая дополнительное развертывание самолетов и военного корабля, Байден более тесно связывает вооруженные силы США с ближневосточными клиентами вместо того, чтобы искать способы уменьшить военную мощь США там.

С положительной стороны, Катар зарекомендовал себя как практически единственный региональный союзник, который помог США в Афганистане, а не просил их помощи. В ближайшем будущем более тесные отношения с Катаром могут иметь некоторые преимущества, поскольку его более независимая внешняя политика и лучшие отношения с Ираном могут позволить ему выступать в качестве посредника в дипломатических отношениях с Тегераном.

Также возможно, что Катар мог бы сыграть аналогичную роль в установлении рабочих отношений с талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в интересах разрешения тяжелого гуманитарного кризиса в Афганистане. Также есть заинтересованность в обеспечении поставок сжиженного природного газа для Европы в случае обострения ситуации в Украине. Однако, поскольку углубление отношений затрудняет сокращение военного присутствия США на Ближнем Востоке, в долгосрочной перспективе это может обойтись США гораздо дороже, чем принесет нам пользу.

Более тесные связи со странами в Персидском заливе отражают стратегическую непоследовательность администрации Байдена. Несмотря на подчеркивание важности Восточной Азии и Индо-Тихоокеанского региона для США, администрация по-прежнему чрезмерно привержена другим регионам и, похоже, полна решимости увеличить обязательства как в Европе, так и на Ближнем Востоке.

Как сообщило агентство Reuters, Байден «поручил Остину (глава Пентагона Ллойд Остин — прим. ИА Красная Весна) из Пентагона сделать все возможное, чтобы сообщить о поддержке Соединенными Штатами ОАЭ, Саудовской Аравии и всего региона Персидского залива».