Эфиопию раздирают на части — Chatham House
Вооруженный конфликт, начавшийся в ноябре 2020 года на севере Эфиопии, теперь является источником нестабильности не только региона Африканского Рога, но и ставит под угрозу безопасность Красного моря. Об этом пишет бывший специальный представитель ЕС на Африканском Роге Александр Рондос 3 декабря в статье для журнала The World Today, который издает Chatham House.
ИА Красная Весна приводит перевод его статьи «Африка: Эфиопию раздирают на части».
Чем дольше длится 12-месячный конфликт в Эфиопии, тем больший ущерб наносится хрупкой стабильности на Африканском Роге. Он уже посеял семена дестабилизации в регионе и они возрастут, если в срочном порядке не будет достигнуто политическое урегулирование.
Это вызывает озабоченность, признаком которой являются действия президента соседней Кении Ухуру Кеньятты, который активно пытается способствовать урегулированию конфликта и заложить основу для долгосрочного политического урегулирования в Эфиопии.
С момента начала боевых действий соседи Эфиопии почувствовали беспримерную опасность. Если конфликт не подавить сразу, а это не было сделано, он вызовет цепную реакцию требований самоопределения и истощит экономику. Конфликт не сможет удержаться в границах Эфиопии. Сейчас вопрос заключается в том, можно ли предотвратить распад страны с населением 110 млн человек.
Последствия неудачи скажутся на соседних странах, на хрупких отношениях между странами региона и на стратегической среде, окружающей Африканский Рог.
Конфликт и крах экономики приводят к перемещению населения, и больше всего от волны миграции пострадают Кения и, вероятно, Сомали. Если эта волна будет расти, мигранты — а их число может быть очень большим — попытаются добраться до Южной Африки и Европы. У всех соседей Эфиопии есть свои собственные экономические проблемы, и этот дополнительный приток населения станет испытанием их финансовых возможностей.
Центробежные политические силы Эфиопии сдерживались в течение последних 30 лет значительным бюджетным субсидированием приграничных регионов. Это уже не так. Из-за военных расходов субсидии этому и без того обедневшему приграничному населению уменьшились, поэтому оно будет искать счастья по ту сторону границы.
Будучи когда-то страной, которая стабилизировала регион, Эфиопия превратилась в экспортера нестабильности. Сейчас у Эфиопии много оружия и мало денег. Оружие проникает через границы, и следует обеспокоиться тем, что, например, джихадистская группировка «Аш-Шабааб» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) может покупать оружие на эфиопском рынке дешевле, чем в Йемене.
Ухудшение внутренней безопасности Эфиопии используется «Аш-Шабааб» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и аналогичными группами для проникновения через границу и вербовки в Эфиопии. Если это будет продолжаться и достигнет успеха, образуется совершенно новый фронт, что ухудшит ситуацию с безопасностью Кении.
В настоящее время угроза усугубляется премьер-министром Эфиопии Абием Ахмедом, который объявил массовую мобилизацию, во время которой каждый населенный пункт может вооружиться. Это дает свободу вооруженным радикальным группировкам, а то и просто военной диктатуре.
Спор о централизации политической власти в Эфиопии, который вылился в войну с Тыграем, сопровождался продуманной и параллельной стратегией по перераспределению влияния на Африканском Роге.
В настоящее время выясняется, что соглашение между президентом Эритреи Исайяс Афеверки и Ахмедом, за которое последний получил Нобелевскую премию мира в 2019 году, дополненное включением Сомали в трехстороннее соглашение, заключалось в создании блока стран с высокоцентрализованными и авторитарными политическими системами для контроля восточного побережья Африки, от Эритреи до Сомали. Тем временем, усилия по укреплению совместной безопасности и развитию в регионе под эгидой Межправительственного органа по развитию были отброшены, оставив регион распадаться на части и не создав инстанции для урегулирования разногласий.
Короче говоря, от многосторонних вариантов отказались намеренно. Таким образом, Африканский Рог повис в воздухе, в неизвестности того, как эта политическая ось будет управляться в институциональном вакууме. Джибути находится между противоборствующими политиками Эфиопии, Эритреи и Сомали. В Судане движение по прекращению эксперимента по политической реформе в пользу вооруженных сил сталкивается с устойчивым народным сопротивлением. Южный Судан стал жертвой собственных демонов после обретения независимости. Кения пытается избавить свою открытую экономику и конкурентоспособную политическую систему от инфекции региона, где центр — обычно Эфиопия — больше не удерживается.
Если эту мрачную перспективу не изменить, угроза беспорядков, исходящая из Эфиопии, не только захлестнет регион, но и поставит под угрозу безопасность Красного моря.
Война Абия с Тыграем обернулась потенциальным распадом Эфиопии. Нет ничего постоянного, особенно в регионе, который признал два раскола и переживает другой в Сомалиленде.
Нынешний преемник Эфиопской империи может рухнуть. Смертельно эксцентричный режим Эритреи не может длиться вечно. Но огромное население Эфиопии, будет ли оно жить в единой стране или в отдельных образованиях, неизбежно будет искать выход к морю.
В течение многих лет гегемония Эфиопии в регионе позволяла сдерживать кризисы. Эфиопские войска служили в операциях по поддержанию мира и в АМИСОМ — Миссии Африканского союза в Сомали. Эфиопия и Кения пришли к соглашению, возникшему полвека назад. Отношения Эфиопии с Суданом уравновешивались фаустианской сделкой между исламистами Омара аль-Башира и режимом, контролируемым Народным фронтом освобождения Тыграя в Аддис-Абебе. Странная изоляция Эритреи могла постепенно закончиться сближением с Абием.
Все эти прогнозы теперь опровергнуты. Эфиопия должна бороться, чтобы избежать распада. Авторитарное видение порядка в регионе Эритреи будет заменено политическими победителями в Аддис-Сити и их видением отношений Эфиопии со своими соседями и остальным миром.
Таким образом, для Эфиопии наступает новый переходный период. Но на этот раз он должен охватывать весь регион, который сильно пострадал в результате событий последних нескольких лет.
Международное сообщество должно будет подумать о том, как сделать так, чтобы этот переход не был снова нарушен и при каких условиях он может быть поддержан в финансовом отношении, чтобы дать населению уверенность в том, что мир не переродится снова в войну и отсутствие безопасности в регионе.
(теги пока скрыты для внешних читателей)