В докладе HRW раскрыты опасности верфей по разборке судов в Бангладеш

Питер Годфрид. «Судостроительная верфь „Сент-Яго“ на острове Бикерс в Амстердаме». 1823
Питер Годфрид. «Судостроительная верфь „Сент-Яго“ на острове Бикерс в Амстердаме». 1823

Работники верфей по разборке судов в Бангладеш теряют 20 лет жизни из-за опасных условий труда, в то время как местные сообщества и окружающая среда страдают от загрязнения, говорится в новом докладе Human Rights Watch (HRW), опубликованном 28 сентября.

В докладе «Торговля жизнями ради прибыли» подчеркиваются экзистенциальные риски, которые верфи представляют для рабочих, местных сообществ и экологии.

Документ также показывает, как богатые международные судовладельцы избавляются от отслуживших свой срок судов и отправляют их в Бангладеш для разборки на одной из крупнейших в мире верфей по разборке судов, критикуемой правозащитными группами за опасную и загрязняющую окружающую среду практику.

Национальное и международное законодательство не гарантирует, что эти злополучные работники получат законную минимальную заработную плату, не говоря уже о компенсации, если с ними произойдет трагический несчастный случай при выполнении чрезвычайно трудоемкой и рискованной работы, часто без какой-либо защиты, говорится в докладе.

«Этот отчет не является преувеличением», — сказал 45-летний Абдул Ханнан, закройщик судоразделочной верфи в Фудждархате в Чаттограме, портовом городе на юго-востоке Бангладеш, расположенном недалеко от центра утилизации судов.

«Стараясь избежать несчастных случаев на месте, рабочие, занимающиеся демонтажем судов, вдыхают асбест, многие токсичные металлы и другие вещества и рано или поздно умирают от таких болезней как рак», — пояснил он.

Было обнаружено, что более трети рабочих по демонтажу судов, опрошенных в 2017 году Бангладешским фондом безопасности, здоровья и окружающей среды, в течение 10 лет страдали от предотвратимых осложнений со здоровьем из-за воздействия асбеста.

По данным Ассоциации разборщиков и переработчиков судов Бангладеш (BSBRA), ведущей отраслевой организации, в Чаттограмме имеется 160 верфей по разборке и переработке судов. Около 65 из них активны и около 40 продолжают работать в течение года.

Президент ассоциации Абу Тахер заявил, что отчет HRW и заявления рабочих не соответствуют действительности.

«Несчастные случаи происходят повсюду, и люди могут погибнуть в результате несчастных случаев», — сказал он.

Сообщается, что в отрасли занято около 30 000 человек. Опрос 2019 года показал, что 13% рабочей силы на верфях — дети.

Ханнан, работающий на демонтаже судов с 1995 года, сказал, что видел, как многие его коллеги заболели, травмировались в результате несчастного случая и даже погибли.

Асбест, признанный министерством здравоохранения и социальных служб США канцерогеном для человека, используется в качестве изоляции на судах.

Суда также являются источником тяжелых металлов, таких как кадмий, свинец, хром, полихлорированные дифенилы (ПХД) и ртуть.

Масла, топливо, вредные бактерии и токсичный ил также содержатся в трюмных, канализационных и балластных водах судов.

В отчете HRW говорится, что с 2020 года на верфях Бангладеш было разобрано в общей сложности 520 судов, что составляет самый высокий тоннаж среди всех других стран.

Годовой оборот отрасли составляет порядка $2 млрд и обеспечивает более половины годовой потребности в стали в стране, где нет железорудных рудников.

Сообщается, что старые корабли содержат естественные радиоактивные вещества, поскольку они полны легковоспламеняющихся веществ, таких как дизельное топливо, нефть, газ, кислородные баллоны и полимеры, что является основными причинами несчастных случаев на рабочих местах на верфях, таких как пожар и взрыв.

«Рабочие и окружающие сообщества часто подвергаются воздействию токсичных материалов в воздухе, которым они дышат, в воде, которую они пьют, а также в пище, которую они выращивают и едят, что влияет на их здоровье и средства к существованию», — говорится в отчете HRW.

Рядом со дворами расположены «асбестовые деревни», где печи и другая мебель изготавливаются из асбестовых отходов, добавили в нем.

Рабочие говорят, что они часто работают неофициально, без каких-либо документов, никогда не получают фиксированную государственную минимальную заработную плату, никаких выплат за сверхурочную работу и компенсаций за потерю руки или ноги в результате несчастных случаев.

В 2018 году правительство установило минимальную ежемесячную заработную плату в размере 16 тыс. така ($146) для судоразделщиков начального уровня.

«Мы работаем не менее 10 часов в день и каждый день месяца», — сказал 50-летний Джасим Уддин, рабочий из Ситакунды, Чаттограм.

Он получает 22 тыс. така ($199) в месяц после 32 лет работы на верфях по разборке судов.

По данным Морского института Университета Чаттограм, за последние десятилетия 21 вид рыб и водных животных вымер, а 11 других видов сейчас находятся под угрозой исчезновения из-за загрязнения в результате промышленности.

Исследование Совета научных и промышленных исследований Бангладеш, проведенное в 2020 году, выявило опасное загрязнение тяжелыми металлами почвы вокруг мест утилизации судов и продовольственных культур, выращиваемых поблизости.

Эту отрасль также обвиняют в уничтожении прибрежных мангровых лесов, одной из важнейших линий защиты Бангладеш от стихийных бедствий, таких как циклоны.

Многие из судов, сданных на слом в Бангладеш, принадлежат европейским компаниям, у которых есть способы обойти правила и избежать ответственности, говорится в отчете.

«Утилизация судов — это услуга для международных судоходных компаний. Таким образом, международные судоходные компании, особенно судоходные компании ЕС, должны быть более ответственными в расширении своего сотрудничества для развития отрасли», — сказал Мухаммед Али Шахин, координатор наблюдательной организации в Чаттограмме «Молодая сила в социальных действиях».

С 2019 года группа зафиксировала гибель 65 рабочих по демонтажу судов.