Не приняли закон о насилии. Хаматова раскритиковала патриархальность России
Обратной стороной России является то, что это патриархальная страна, о чем свидетельствует до сих пор не принятый закон о домашнем насилии, заявила российская актриса Чулпан Хаматова в интервью, опубликованном 25 августа на портале «КиноПоиск HD».
Актриса прокомментировала фильм «Подвиг», в котором она и Федор Бондарчук исполняют главные роли. В фильме рассказывается история о сильной женщине и распаде семьи. По сюжету пара отмечает двадцатилетие брака в ресторане, где происходит вооруженное ограбление. Героиня спасает ребенка и останавливает террориста, но это меняет жизнь семьи. Женщина в глазах общественности становится настоящим героем, а к супругу появляются вопросы.
Хаматова пояснила, что вначале восприняла проект как повод для обсуждения роли женщины в современном обществе.
«Я, честно говоря, всегда жила в парадигме какого-то равенства внутреннего, но очевидно, что до равенства нам далеко. И хотя мне нравится, что русские мужчины предлагают оплатить счет в ресторане, подают руку, предлагают донести тяжелый чемодан, в отличие от Европы, где никто, за редким исключением, так себя уже не ведет, у всего есть оборотная сторона. У нас патриархальная страна, что доказывает до сих пор не принятый закон о домашнем насилии», — заявила актриса.
Однако, отметила Хаматова, в процессе съемок вышли другие темы, в первую очередь вопросы о том, что есть подвиг.
«Что такое подвиг сам по себе? Он в чем — в смелости? Или он в милосердии? А если смелость и милосердие требуют диаметрально разных решений в этот момент? Как подвиг меняет жизнь других? И не легче ли один раз совершить громкий поступок, чем каждодневно, ежечасно беречь свою семью, своих близких, своих детей?» — задала вопросы актриса, добавив, что они теперь стали главными для нее в сценарии фильма «Подвиг».
За последние годы в России неоднократно предпринимались попытки пролоббировать закон «О профилактике семейно-бытового насилия». Этот закон, который якобы должен защищать женщин от домашней тирании, включает такие формулировки насилия, которые сводят на нет саму возможность семейной жизни.
При этом для продвижения этого закона использовались ранее распространенные лживые цифры о разгуле в России домашнего насилия. Так, например, лоббисты утверждали, что в российских семьях каждый год погибает около 14 тысяч женщин. Хотя в России существует такая проблема, но ее реальный масштаб совсем иной. По данным ГИАЦ МВД, в 2015 году в семье насильственной смертью погибли 1060 человек, среди них 304 женщины.
Последняя, особо яростная, попытка по продвижению закона была предпринята в 2019 году. В кампанию активно включились российские феминистки, которые запустили в соцсети «ВКонтакте» флешмоб «#ЯнеХотелаУмирать». На распространяемых фотографиях женщины с нарисованными синяками изображали жертв домашних тиранов. К участию приглашались все желающие пользовательницы соцсети.
Необходимо отметить, что феминистки третьей волны борются не за равноправие, а против мужчин, против «патриархата», который объявляется источником зла. По их мнению, культ силы, агрессия, насилие — это главные и неизбывные свойства патриархата, поэтому главная цель — его уничтожение. Хаматова в своем интервью именно таким образом расставляет акценты, утверждая, что российское общество, в силу своей патриархальности, сопротивляется принятию якобы благого закона о семейно-бытовом насилии.
Хотя обеспокоенные родители, активисты, общественники в итоге смогли отбить закон о СБН, однако вряд ли стоит рассчитывать на то, что это окончательная победа. Так, многие российские кинематографисты поддерживают этот закон, в том числе авторы фильмов о маньяках. При этом в последний год в России появилось несколько фильмов, сериалов, посвященных маньякам, жертвам, теме насилия. Можно предположить, что таким образом подогревается актуализация этой проблемы в России. Когда будет предпринята новая попытка принять закон, российская аудитория со сформированной оценкой ситуации поддержит эту инициативу.