Кургинян: без альтернативного проекта будущего человечество начнет воевать

Без альтернативного проекта будущего человечество начнет воевать, заявил политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 7 ноября на торжественном съезде движения «Суть времени», посвященном празднованию 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

В интервью корреспонденту С. Е. Кургинян сказал: «Мир и Россия существуют как бы без коммунизма. А коммунизм был единственным стратегическим, фундаментальным альтернативным проектом будущего.

Не таким проектом будущего, где будет больше интернета, больше будем кушать и будут еще более красивые платья, а каким-то фундаментальным альтернативным проектом будущего.

Никакого проекта, кроме коммунизма, не было, и не возникло за сто лет. Этот как бы убрали, и тогда мир подошел [к сегодняшнему дню] без стратегического альтернативного будущего.

А без этого стратегического альтернативного будущего — это моя такая экзотическая точка зрения — он обязательно начнет воевать, он просто со скуки начнет воевать. Начнут грызть друг друга не потому, что экономические интересы или не потому, что злые силы будут подталкивать, а просто потому, что скучно — смертельно, безумно скучно. И от этого вдруг начинает выплескиваться мировая агрессия. А поскольку на этот раз она ядерная, то очень страшно, что нет вообще никакой стратегической альтернативной модели будущего.

Значит, надо взять коммунистическую, посмотреть на нее еще раз, увидеть, что в ней правильно, что не правильно — и дать эту стратегическую альтернативу. Хоть чуть-чуть пусть она вертится. Конечно, хочется, чтоб ее взяла на вооружение такая страна, как Россия, но пусть она хотя бы чуть-чуть дышит. Это уже серьезно».

— Корреспондент: Что самое главное молодежь должна понимать о революции на сегодняшний день?

  • Кургинян: Метафизически она должна понимать то, что говорил Ромен Роллан — «революция как любовь», и то, что... Вот — здесь читали Блока… музыка (на съезде была зачитана статья А.Блока «Интеллигенция и революция», откуда взяты слова призыва поэта: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте музыку Революции!» — прим. ИА Красная Весна) Имеется же в виду не музыка буквально, когда на скрипке играют, имеется в виду очень метафизический процесс. Музыкальность — это огромное свойство человеческого мира. Мир может терять музыкальность, обретать ее снова. Скучно — это и называется «безмузыкально».

Ну что еще… то, что революция все-таки мечтала о совсем-совсем новом человеке, о счастье. О таком человеке, который будет жить в условиях новой земли и нового неба в каком-то счастье. Счастье — это не совсем то же самое, что благосостояние, иногда — и прямо обратное. Я знаю много людей, которые, обретя благосостояние, потеряли счастье. Не обязательно, что можно иметь и счастье, и благосостояние. Но вопрос заключается в том, что счастья нет. Нет полноты напряженного существования.

Вот вы очень молоды, но это же не навсегда. И даже в этой молодости все измеряется тем, насколько огненная жизнь, насколько в ней есть ощущение супернаполненности жизни чем-то таким... Если этого нет, люди становятся стариками или мертвыми даже в совсем молодом возрасте. Отсутствие огня в современном мире — это совсем не то, что было в революцию.

Далее Кургинян рассказал корреспонденту об актрисе, занимавшейся в студии Вахтангова в революционное время. Лидер движения «Суть времени» привел ее слова: «...По-моему, мы месяцами не спали, но был такой подъем, что мы не были уставшими. Мы были счастливы посреди этой голодной Москвы».

Кургинян прокомментировал это состояние таким образом: «Это совершенно другое состояние души, счастья, полноты жизни, целостности, подвига. И это все очень неправильно называют словом «романтика». Романтика — когда чуть-чуть сюсюкают. А когда это сухость подвига, то здесь, конечно, совсем другое. Ну вот, я видел, как люди, обожженные этой революцией, то есть делавшие ее, — хоронили друг друга. Они пели песни, как религиозные гимны, они произносили речи, как религиозные проповеди, они прощались так, как будто бы встретятся. Это было совсем не то, что в советскую брежневскую эпоху... Все — и жизнь, и смерть были окрашены другим. Когда они получают вот эту полноту — жизнь и смерть, тогда это революция».

— Корреспондент: А как Вы считаете, можно получить, можно войти в это состояние полноты жизни и смерти, как Вы его описали, без какой-то угрозы извне?

— Кургинян: Можно, я думаю, что можно, если есть угроза изнутри. В исламе есть такое понятие — большой и малый джихад. Малый джихад — это джихад меча, когда сражаются с неверными. А большой джихад — это джихад духа, когда сражаются с собой. Можно, но нужно быть в рамках какой-то большой духовной традиции. Иначе нельзя.

— Корреспондент: Вы говорили сегодня в Вашем докладе, что должны соединиться левые силы и консервативные силы, но Вы не считаете, что у них разные конечные цели?

— Кургинян: Разные конечные цели, но если они вместе отобьются от этого глобального посткапиталистического олигархизма, то не будет уже больше капитализма. Все цели изменятся, когда, видимо, целью ближайшей, консенсусной, станет социальная демократия. Не политическая, а политическая и социальная, как говорил Манн. А это уже почти коммунизм.

Напомним, 7 ноября в Москве прошел торжественный съезд «Сути времени», посвященный празднованию 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Это мероприятие посетило 1200 человек. Оно было открыто выступлением лидера движения Сергея Кургиняна с докладом о вызовах современного мира и роли коммунизма в ответе на эти вызовы. Лидер высказался о том, что «Суть времени» намеревается быть в интеллектуальном авангарде. Кургинян отметил начало издания журнала «Исторические тетради», посвященного горячим точкам российской истории. К съезду обратились международные гости: депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок; президент ассоциации «Альтернатива» итальянский политик Джульетто Кьеза; президент общества «Славяне», член Национального совета болгарской Социалистической партии Захари Захариев; председатель НПО «Европейский совет по демократии и правам человека» Януш Нидзвецкий (Польша); член правления политической партии «Аралар» Иньяки Иразабалбейтия (Испания, Страна Басков); редактор портала Defend Democracy Press Димитриос Константакопулос (Греция) и другие российские и зарубежные гости.