В Самаре возродили серийное производство двигателей для Ту-160

Изображение: пресс-служба «ОДК-Кузнецов»
Упаковка двигателя НК-32-02 перед отправкой
Упаковка двигателя НК-32-02 перед отправкой

Регулярные поставки газотурбинных двигателей НК-32 серии 02 для сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160М2 начал производить самарский завод «ОДК-Кузнецов», 13 ноября сообщается в пресс-релизе предприятия.

В начале ноября два серийных мотора НК-32-02, собранных полностью из отечественных материалов, были отправлены заказчику в рамках государственного контракта с ПАО «Туполев» и Министерством обороны РФ.

«Это важное событие для коллектива предприятия — проект по возобновлению выпуска новых изделий для Ту-160 — потребовал масштабной модернизации и технического перевооружения производства», — подчеркнул управляющий директор ПАО «ОДК-Кузнецов» Алексей Кузнецов.

Таким образом, самарское предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) возобновило поставки серийной продукции для стратегической авиации после 25-летнего перерыва. С 1995 года предприятие осуществляло только ремонты и обслуживание ранее выпущенных двигателей для дальней авиации ВКС РФ.

Читайте также: Ракетоносец Ту-160М с новой модификацией двигателей совершил первый полет

Напомним, НК-32 — двухконтурный трехвальный турбореактивный двигатель с общей форсажной камерой (ТРДДФ), разработанный на Куйбышевском моторном заводе под руководством Н. Д. Кузнецова. Серийно двигатель начал производиться в 1983 году и использовался в самолетах Ту-142ЛЛ, Ту-144ЛЛ и Ту-160.

Комментарий редакции

Возрождение производства двигателей семейства НК-32 для модернизированного отечественного стратегического ракетоносца Ту-160 — это совершенно не проходное событие для современной России.

После развала Советского Союза остановка производства Ту-160 была практически неизбежной, вместе с боевыми самолетами прекратилась и сборка двигателей. Несмотря на приличный запас изготовленных НК-32, вопрос нахождения ракетоносцев на боевом дежурстве прямо зависел от выработки ресурсов ранее произведенных двигателей.

После переосмысления военной доктрины необходимость машин типа Ту-160 для обеспечения обороноспособности страны стала очевидной. Вопрос возобновления производства «сердца» ракетоносца, да и самих самолетов вошел в повестку дня. Однако два десятка лет постсоветской действительности не могли не отразиться на общем состоянии институтов и промышленности.

Поэтому поставка первых серийных изделий НК-32-02, произведенных в рамках контракта 2018 года, может быть расценена в наших скверных реалиях как сверхусилие, как очередное явленное «рукотворное чудо».

Согласно официальной информации, во «второй» серии двигателя применены последние достижения в области материаловедения, законов управления, некоторые детали и агрегаты выполнены на новой технологической базе.

По заявлению начальника военного представительства на самарском предприятии Алексея Волкова, «двигатель стал более экономичным», что теоретически должно увеличить дальность модернизированного Ту-160 более чем на «тысячу километров, а на особых режимах и более того».

Жизнь показывает, что от громких заявлений официальных лиц до подтверждения показателей практикой — годы упорной работы. Но то, что этой осенью новые двигатели НК-32-02 подняли в воздух реальный стратегический ракетоносец, внушает сдержанный оптимизм.