Сенатор Косачев: от встречи в Берлине не ждали «прорывов»
Никаких «прорывов» прошедшая конференции по Ливии в Берлине изначально не обещала, 20 января заявил глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев на своей странице в Facebook.
Сенатор отметил, что, несмотря на то, что соглашение о прекращении огня не было подписано, удалось достигнуть позитивных сдвигов. Заключены соглашения о перемирии, вводится эмбарго на поставки оружия и запрет на оказание военной помощи обеим сторонам конфликта извне. Кроме того, решено создать военный комитет в формате «пять на пять» для обеспечения перемирия.
Перемирие, если оно будет существовать в реальности, тем самым докажет работоспособность механизма посредничества дипломатов разных стран, подчеркнул Косачев. Прошедшие в Москве и в Берлине конференции по урегулированию внутриливийского конфликта Косачев назвал «малыми шагами» к общей цели — мирному урегулированию.
Сенатор указал четыре ключевых фактора, оказывающих существенное влияние на то, что происходит в Ливии. Во-первых, это фактическое двоевластие, когда нельзя однозначно заявить о легитимности какой-либо стороны. Правительство Фаеза Сарраджа поддерживается ООН, а Ливийская народная армия фельдмаршала Халифы Хафтара контролирует большую часть ресурсов и территории Ливии. Значит, ни одной из сторон нельзя отдать предпочтение.
Во-вторых, необходимо учитывать интересы внешних игроков, здесь тоже нет однозначной картины, отмечает глава комитета. Даже ЕС разделился по своим предпочтениям, хотя «все, особенно европейцы, едины в необходимости решать миграционную проблему», — добавил он.
В-третьих, нужно обеспечить равный доступ к нефтяным ресурсам страны. И четвертым фактором Косачев назвал ответственность Запада за события 2011 года, смерть Муаммара Каддафи, которые и повергли Ливию в то состояние, в котором она сейчас находится.
Напомним, 19 января в Берлине состоялась международная конференция по политическому урегулированию противостояния в Ливии. В ней приняли участие главы государств и правительств ЕС, России и Турции. Противоборствующие стороны конфликта одобрили создание специальной комиссии для мониторинга перемирия.