1. Культурная война
  2. Наука и космос
Остин, / ИА Красная Весна

Раскрыта причина остановки образования звезд в далекой галактике

Изображение: (сс) Dawn Hudson
Спиральная галактика

Остановка образования звезд в галактике SDSS J1448+1010 произошла из-за медленного столкновения с другой галактикой, об этом рассказали американские астрономы из Техасского университета в сотрудничестве астрономами из других университетов США и Нидерландов 30 августа в статье журнала The Astrophysical Journal Letters.

По опубликованным данным исследования в галактике, находящейся на расстоянии 7 млрд световых лет от Млечного пути, образование звезд прекратилось из-за того, что большое количество межзвездного газа и пыли было выброшено из-за слияния с другой галактикой.

Галактика наблюдалась при помощи комплекса радиотелескопов ALMA в Чили и космического телескопа «Хаббл». Ученые обнаружили у галактики приливные хвосты, где содержалась почти половина всего холодного газа, нужного для образования звезд. По оценкам астрономов масса перешедшего в хвосты вещества оказалась в 10 млрд раз превышает массу Солнца. Данный факт указывает, что приблизительно 70 млн лет назад в рассматриваемой галактике остановилось звездообразование.

Авторы статьи показывают, что остановка образования звезд может быть вызвана не только истощением газа и пыли в галактике в связи с его тратой на бурное образование новых звезд и взрывов сверхновых, но и по причине медленного столкновения галактик. Во втором случае гравитационные силы галактики-спутника рассеивают необходимые для образования звезд газ и пыль, а поле галактики-жертвы может только способствовать распределению части вытесненной материи в приливные хвосты.

Ученые не могут пока ответить на вопрос о том, как часто реализуется подобный сценарий для наблюдаемых галактик с преимущественно красными старыми звездами.

Напомним, в нашей галактике Млечный путь активное звездообразование происходит в газопылевых спиральных рукавах. Солнце находится в спокойной зоне далеко от подобных рукавов. Однако, взрывы близко находящихся звезд или столкновение пар нейтронных звезд могут дать большие выбросы энергии в космическое пространство. Последствия таких космических взрывов на Земную атмосферу могут быть катастрофическими.

Ранее сообщалось, что группой ученых был установлен факт резкого снижения уровня биосферы планеты в доисторические времена из-за уменьшения озонового слоя Земли. Озоновый слой мог уменьшиться из-за возможного взрыва сверхновой звезды на расстоянии менее 26 световых лет от Солнца.