В США разработку вакцины сравнили с разработкой ядерного оружия
Программу по ускоренной разработке вакцин против COVID-19 в США (Operation Warp Speed) можно сравнить с секретной операцией по разработке ядерного оружия — Манхеттенским проектом, 13 декабря заявил доктор Монсеф Слауи, бывший глава компании GlaxoSmithKlinес (GSK), в интервью бельгийской газете L’ECHO.
Монсеф Слауи возглавлял американскую правительственную программу Operation Warp Speed и, по словам газеты, добился того, что почти все считали невозможным, —разработки вакцины против коронавируса менее чем за год.
Научное сообщество еще весной было настроено скептически. Самая быстрая разработка вакцины была сделана против эпидемического паротита и на это ушло четыре года. Многие говорили, что невозможно сделать безопасную и эффективную вакцину за семь месяцев. Нo Монсеф Слауи решил, что ему это удастся.
«Я был на пенсии уже три года и вдруг мне позвонили из фармацевтической компании и предложили возглавить проект по ускоренной разработке вакцины против COVID-19,да еще сравнили его с секретным Манхеттенским проектом; я подумал что я смогу это сделать и согласился», — сказал бывший глава компании GSK.
По его словам, всем известно, что для разработки вакцины, необходимы от десяти до пятнадцати лет. Для него было удивительно, что именно администрация Дональда Трампа, отрицающая все связанное с вирусом COVID-19, доверила ему возглавить операцию Warp Speed стоимостью $14 млрд.
Монсеф Слауи рассказал в интервью, что операция Warp Speed велась как подготовка к военным действиям. Два раза в день, утром и вечером, он встречался с руководителями исследований по разработке вакцины от COVID-19, на которых присутствовал американский 4-х звездный генерал.
«Сначала я подумал зачем мы должны собираться каждый день, ведь это пустая трата времени? Но потом мне объяснили, что у такой гигантской организации все винтики должны быть смазаны маслом, чтобы исключить самое маленькое слабое звено», — сообщает Монсеф Слауи.
Благодаря китайским исследователям, которые опубликовали в конце января генетический код вируса SARS-CoV-2 и благодаря современным генным технологиям, вакцина от компании BioNTech/Moderna была создана за два дня при помощи компьютерного моделирования.
На самом деле то, что всё еще требует времени, — это эксперименты на людях. Но, по мнению доктора Слауи, и там было выиграно драгоценное время. Еще не был заключен ни один формальный договор между фармацевтической промышленностью и государствами, а частные самолеты под охраной военных, ужe перевозили вакцины из немецких лабораторий в исследовательские американские центры.
«Для проведения опытов над обезьянами, находящимися в распоряжении Национального института здоровья, по сути всегда необходимо ждать разрешения в течение года, в этот раз все было моментально. Армия США реквизировала для нас необходимые трубки, шприцы, предоставила в наше распоряжение 2000-литровые цистерны необходимые для операции, a японские и немецкие исследователи выезжали туда, где их присутствие было необходимым и это несмотря на строгий медицинский контроль, связанный с COVID-19. Министерство обороны США буквально перемещалo тонны грузов, когда дело доходило до логистики. Я видел это своими глазами», — сказал в заключение Монсеф Слауи.