Католики Чили заявили о расколе между духовенством и мирянами

Адриен Доза. Разрушенная церковь (фрагмент). Около 1840
Адриен Доза. Разрушенная церковь (фрагмент). Около 1840

Гигантская пропасть разделяет чилийских католических священников и простых мирян, которые всё более враждебно относятся к духовенству, называя церковь Чили элитной и оторванной от реальности, отмечают эксперты. Об этом 4 августа сообщает католический портал Crux.

Эти же эксперты опасаются, что без реальных усилий c обеих сторон по преодолению обозначившегося раскола церковь в Чили никогда не вернет себе некогда почетное место.

Так, заведующий кафедрой социологии Католического университета Эдуардо Валенсуэла сообщил Crux, что за последние два десятилетия процент чилийцев, считающих себя католиками, снизился с 70 до 45%. При этом число верующих, посещающих мессы, сократилось вдвое.

«Проблема у нас в том, что это не только проблема общественного доверия. У нас феноменальный отток католиков. Среди молодежи ситуация катастрофическая. Сегодня для них проблема просто публично признать свою веру», — отмечает Валенсуэла.

Один священник на условиях анонимности сообщил, что возлагает вину за отсутствие доверия на руководство Ватикана. «Папа Франциск не доверяет епископам. Епископы не доверяют духовенству. А духовенство не доверяет мирянам», — пояснил он.

Также, по его словам, большинство священников считают, что миряне «совершенно невежественны», и если позволить им говорить, «они будут разглагольствовать о рукоположении женщин в священники».

«Конечно, если с кем-то обращаются как с ребенком, он и будет вести себя как ребенок, — негодует собеседник. — Но мы уже достигли дна. Дела настолько плохи, что на данный момент мы не можем ничего потерять, давая автономию людям, которые тоже не очень доверяют нам, и по [уважительной] причине».

Отец Кристиан Боргоньо, бывший член Легионеров Христа, рассказал, что нехватка священников всегда была проблемой для столицы Чили Сантьяго, но проблема усугубляется, а решения по-прежнему не видно.

«У нас менее 1000 священников, а в этом году в семинарию поступил только один человек, — сказал Боргоньо. — Существует разрыв между тем, что происходит в иерархии, и мирянами, которых, по моему мнению, не волнует кризис, через который проходит церковь».

По его словам, католики, участвующие в мессах, ожидают, что их священник прокомментирует кризис жестокого обращения, но на самом деле они не ожидают, что вы решите его, и сами не хотят участвовать в его решении.

«Для каждого человека становится важно жить своей собственной верой, оторвавшись от своей церкви и даже от окружающих его мирян, — сказал он. — Это отчуждение часто ощутимо и в семьях, которые не передают веру по наследству».

Эухенио де ла Фуэнте, который ранее в этом году оставил духовный сан, но не церковь, сказал, что есть необходимость в новой культуре, когда речь идет об иерархии, как в священстве, так и в религиозном начальстве.

«Нам нужен способ управления церковью согласно Евангелию, а не согласно императору Константину, — сказал он. — Сегодня Ватикан — это, по сути, Букингемский дворец, монархия; его центр — королевский двор, а не духовный центр. Это даже хуже, чем суд, потому что то, что делает Ватикан, он делает во имя Бога».

С другой стороны, Де ла Фуэнте убежден, что для очищения церкви в Чили и начала столь необходимого процесса исцеления миряне должны встать и потребовать «на основании Евангелия, чтобы церковь вернулась к своим подлинным истокам в отношении своего смысла существования, в соответствии с воплощением и искуплением на благо человеческой личности».