Бизнес-авиация как спасение — Bombardier опубликовал показатели за 2020 год
Рост выручки канадского авиапроизводителя Bombardier в кризисном для отрасли 2020 году обусловлен наращиванием производства бизнес-самолетов семейства Global, следует из опубликованного 11 февраля финансового отчета компании.
В частности отмечается, что выручка авиационного сегмента компании в кризисном 2020 году составила $6,5 млрд, что ниже на 13% аналогичного показателя 2019 года в $7,5 млрд. При этом существенная доля поступлений (около $5,6 млрд) связана с деятельностью сегмента бизнес-авиации Bombardier.
Такая картина «отражает рост на 3%, который обусловлен наращиванием [производства и] поставок самолетов Global 7500». Причем, по заявлению производителя, рост зафиксирован, «несмотря на корректировку объемов производства… с целью приведения их в соответствие с рыночными реалиями в условиях кризиса COVID-19».
Отмечается, что за полный 2020 год «было поставлено 114 самолетов, включая специализированные, в том числе 59 Global, 44 Challenger и 11 Learjet». Причем в семействе больших самолетов деловой авиации Bombardier Global на долю Global 7500 пришлось 35 машин или 59%.
В то же время сегмент коммерческой авиации принес Bombardier только $0,9 млрд (около 14% в общей структуре годовой выручки). Это на 57% меньше аналогичного показателя 2019 года в $2,1 млрд.
В документе подчеркивается, что малый объем продаж в коммерческом сегменте (5 самолетов) связан с продажей летом 2020 года «программы коммерческих самолетов серии CRJ компании Mitsubishi Heavy Industries».
Весной 2020 года страны начали вводить ограничительные карантинные меры из-за распространения COVID-19, фактически парализовав международное авиасообщение. Это решение оказало крайне негативное влияние на авиаотрасль в целом. Авиакомпании были поставлены на грань выживания, производители техники столкнулись со значительным снижением спроса на продукцию.
Между тем, по данным Федерального управления гражданской авиации США (FAA), интенсивность использования бизнес-авиации в прошлом году снизилась всего на 22% по отношению к 2019 году. В свою очередь, Евроконтроль зафиксировал падение интенсивности на уровне 25%.
Стоит отметить, что показатели деловой авиации в 2020 году являются наилучшими (с отрывом до 38 п. п.) в секторе пассажирских авиаперевозок. Мало того, опубликованный финансовый отчет Bombardier дополняет картину, отражая схожую тенденцию и для авиапроизводителя.
Таким образом, появляются основания полагать, что карантинные ограничения действуют с изрядной долей избирательности на «простых смертных» и на деловых людей, усугубляя и без того видимое неравенство.