Что скрывается за повышением цен на яйца — мнение эксперта
За подорожанием куриных яиц, а также всех продуктов на потребительском рынке России стоит позиция продавцов, которые занимаются розничной и частично оптовой торговлей. Такое мнение высказал кандидат экономических наук, главный экономист Института фондового рынка и управления (ИФРУ), эксперт Российского института стратегических исследований Михаил Беляев 12 декабря ИА Красная Весна.
По словам эксперта, таким образом устроены все современные рынки, включая российский. Современные рыночные отношения таковы, что на каждом сегменте рынка присутствует несколько крупных компаний. Они не конкурируют друг с другом, а наоборот, объединены общей идеей повышения прибыли через увеличение цен и используют для этого любой предлог, пояснил он.
Беляев также отметил, что повышение цен производится неадекватно объективным причинам. «Поэтому все остальные сочинения на тему, что у них энергетические издержки, санкции, сезон, что угодно, любой предлог, он может иметь место, но дело в том, что повышение цен осуществляется абсолютно неадекватно этим объективным условиям и объективным посылкам», — заявил он.
Эксперт объяснил, что в других странах для пресечения произвола компаний существует антимонопольное ведомство, которое обладает очень широкими и глубокими полномочиями. В нашей стране антимонопольная служба также присутствует, но не может повлиять на ситуацию, так как для нее написано «беспомощное законодательство».
«Поскольку в написании такого рода законодательства участвуют сами представители торговой отрасли, они понимают, чем им это грозит и применяют всяческие лоббистские приемы для того, чтобы этого самого ужесточения законодательства не было», — уточнил Беляев.
Также эксперт обратил внимание на то, что в связи с обеспокоенностью властей повышением цен на курицу и яйца Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала законопроект, согласно которому цена товара признается экономически необоснованной, если рост произошел более чем на 30% в течение не более 60 дней при условии, что у такого повышения не было объективных экономических причин. По его мнению, этот запрет носит формальный характер.
«Формально запрет есть, но на самом деле его нет, то есть 30% повышения цены в течение двух месяцев это простая, так сказать, декорация и отписка», — заявил Беляев.
Он пояснил, что крупные компании повышают цены и начинают жаловаться на свое безвыходное положение. Кроме того, они имеют возможность воздействовать на средства массовой информации, а ввиду отсутствия дискуссии по таким вопросам и происходит повышение цен. «И в этом, кстати, есть наша основная, не основная, а вся наша инфляция, она из этого и состоит», — заключил эксперт.
Отметим, по данным Росстата, цены на куриные яйца к декабрю выросли на 46,18% по сравнению с началом года. Президент России Владимир Путин назвал резкий рост цен на куриные яйца сбоем в работе правительства. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запросила у производителей данные о формировании цен на данный вид продукции, а в регионах Генпрокуратура начала проверку производителей и продавцов куриных яиц.