Представители шоу-бизнеса заявили, что должны зрителям 8 млрд руб.
Более 5 млн билетов на несостоявшиеся концерты находятся на руках у зрителей из-за ограничительных мер, заявили представители российской шоу-индустрии, сообщает 4 октября газета «Известия».
Следствием усиления в регионах ограничительных мер в связи с ростом заболеваемости COVID-19 стала отмена крупных развлекательных событий. Так, рок-фестиваль «Чернозем» под Воронежем должен был пройти 24–26 сентября, но был отменен за сутки до старта. Официально его перенесли на 2022 год. То же произошло в случае фестивалей «Нашествие» в Московской области и «Дикой мяты» — в Тульской.
По данным Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (АКТиБО), на руках у зрителей находятся свыше 5 млн билетов на отмененные концерты. Во многих случаях продажи билетов начинаются за год до проведения мероприятия.
Исполнительный директор АКТиБО, глава концертного агентства Eventation Сергей Мурадов сообщил, что организаторы мероприятия собирают деньги у зрителей и вкладывают их в подготовку. Они выплачивают гонорары артистам, оплачивают перелеты, рекламу.
«А потом в один момент это мероприятие отменяют или переносят по решению властей. Но у организатора все равно остаются обязательства перед зрителем. И вот таких обязательств у нас сейчас на общую сумму более 8 млрд руб.», — пояснил Мурадов. Он подчеркнул, что «отрасль практически парализована».
По словам Мурадова, многие компании уже обанкротились или находятся на этой грани, а культурная жизнь в России остановлена за исключением государственных мероприятий. Он добавил, что существующие на данный момент ограничения не позволяют провести 95% мероприятий, и если бы не противоэпидемиологические ограничения, то текущей осенью могло бы быть в 20 раз больше крупных концертов.
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов также сообщил, что последние полгода наблюдаются банкротства предприятий. По его словам, проблемой стали не только долги перед зрителями, но и снижение текущих продаж.
«Мы продаем сейчас вчетверо меньше билетов, чем в 2019 году», — подтвердил генеральный директор билетного оператора Concert.ru Дмитрий Утяшев. Он отметил, что в Москве во дворцах спорта сейчас разрешено проводить мероприятия вместимостью до 3 тыс. человек, тогда как эти площадки рассчитаны на 15 тыс. зрителей. При этом все равно каждое мероприятие приходится согласовывать с Роспотребнадзором, и логика его решений организаторам не всегда понятна.
Представители шоу-бизнеса отмечают, что снижение продаж отмечается не только по сравнению с допандемийным периодом. Музыкальный продюсер фестиваля «Нашествие» Алан Маршалл сообщил, что количество продаваемых билетов на концерты упало ниже минимумов 2020 года.
«В среднем сейчас продается в полтора-два раза меньше билетов относительно осени 2020-го — в зависимости от аудитории музыкальных коллективов и форматов проведения мероприятий. В конце зимы казалось, что концертная индустрия оттолкнулась от дна, стал постепенно расти зрительский спрос, но отмены летних фестивалей и новые ограничения для концертных мероприятий мгновенно свели на нет положительные тенденции», — подчеркнул Маршалл.
Представители концертных организаций отмечают, что режим COVID-free теоретически мог бы помочь индустрии, но государство в этом вопросе не выработало единых прозрачных правил. По словам экспертов, даже строгое соблюдение условий COVID-free не гарантирует, что мероприятие пройдет.
Маршалл отметил, что большинству несостоявшихся летних фестивалей не помогли ни COVID-free, ни логотипы поддержки правительств различных областей. Так, «Нашествие» должно было пройти на открытом воздухе на поле размером более 220 га, и обеспечение эпидемической безопасности казалось вполне реализуемым. Но в итоге мероприятие было отменено по требованию Роспотребнадзора.
Такая же ситуация наблюдалась и в случае с воронежским «Черноземом». председатель оргкомитета «Чернозема» и гендиректор концертного зала Event-Hall в Воронеже Виктория Шубич сообщила, что были приняты беспрецедентные для региона меры эпидемиологической безопасности.
«Впервые в Воронеже предложили проход на мероприятие по QR-кодам и организовали на входе бесплатное ПЦР-тестирование для тех зрителей, у кого тестов нет. И получили отказ. Наши прямые убытки составили 25 млн руб., и еще больше — 27 млн руб. — оказались расходы на предоплаты артистам и оборудование», — сказала Шубич.
Представители концертной индустрии сообщили, что хотя отрасль попала в число наиболее пострадавших от пандемии, этот сектор в 2021 году не получил поддержки от государства. При этом, по словам бизнесменов, определение четких правил гораздо важнее господдержки.
«Не дать концертной индустрии окончательно утонуть сейчас может только одно — совместная с правительством работа над созданием правил, которые позволят безопасно жить и работать и которые будут реально выполняться», — сообщила Шубич.
Сафронов подчеркнул, что пока предприниматели не смогут уверенно планировать деятельность, инвестирование и кредитование впред на период от шести месяцев до 1,5 года, рынок не оживет. «Сейчас любой концерт на любой площадке страны может быть отменен за 12–16 часов до начала без компенсации предпринимателю вложенных денег. О каком оживлении рынка может идти речь в таких условиях?» — спросил эксперт.