Последнее знамя Советского государства. Как на станции МИР водрузили флаг

Государственное знамя СССР, которое водрузили космонавты в 1991 году на новую башню станции «МИР», провезли контрабандой, рассказал летчик-космонавт, Герой Советского Союза Анатолий Арцебарский на встрече с общественностью в Петербурге, 1 февраля сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
ИА Красная Весна: Анатолий Павлович, Вы, вместе с Сергеем Крикалёвым в 1991 году, водрузили Знамя СССР на вершину башни станции «Мир». Мы знаем, что флаг на орбиту был доставлен контрабандой и что это было вашей инициативой, несогласованной на Земле. Как вам удалось пройти карантин и пронести незаметно знамя нашей Родины?
Анатолий Арцебарский: «Для меня это очень хороший вопрос, очень дорогой. Я горжусь, что это сделал. Это была моя идея пронести флаг... Конструктор Чернявский обещал, что когда мы (с Сергеем Крикалёвым — прим. ИА Красная Весна) прибудем на Байконур, нам передадут специальное знамя, которое мы сможем установить на башне Софоре (15-метровая ферма для выносной двигательной установки, которую на станции „МИР“ построили космонавты Арцебарский и Крикалёв — прим. ИА Красная Весна). Однако за три дня до отлета нам сообщили — Знамени не будет...
И тогда мы попросили замполита сходить в магазин и купить нам флаг. Потом замполит по нашей же просьбе сходил в ателье и прострочил специальные карманы, куда мы планировали вставить направляющие для жесткости. Перед полетом мы приготовили все необходимое. Причем взяли телескопические антенны в гостинице. Нам в гостинице сказали: „Надо — забирайте“. Мы и забрали».
Космонавт уточнил, что телескопическую антенну они спрятали в бытовом отсеке «Союза», а флаг он провез за пазухой под скафандром. А вот чтобы «отгладить» шелковый советский флаг пришлось помучиться. Утюга на станции «МИР» не было. Находчивые космонавты развешивали флаг на панели, поливали его водой, растягивали, давали подсохнуть. Процедуру повторяли несколько раз.
А вот телеантенна в качестве направляющей для флага не подошла. Это выяснилось уже на станции:
«Туда прилетели, а они не подходят. Зато подошли рулетки, которые можно на два метра вытянуть. На Земле рулетка скручивается и падает, а в условиях невесомости — держит нормально. Ну вот мы там приготовили флаг, а когда вышли когда уже в открытый космос и начали строить конструкцию Софоры, тут руководитель полета спрашивает меня: „Ну что, Толя, какой флаг будешь ставить? Часом не жовто-блакитный?“ (Анатолий Арцебарский родился в Днепропетровской области, УССР — прим. ИА Красная Весна).
„Советский!“ — обиженно отвечаю.
„Тогда ставь“ — согласовывает ЦУП.
Поднялся я туда с флагом, посмотрел вниз, вижу, башня Софора сходится вниз, к станции. Это примерно пятый этаж. Страшно. А под станцией еще четыреста километров до Земли. Но страшно только эти 15 метров до станции. К тому же, это был седьмой час работы, в скафандре закончилась вода для охлаждения, и только в тень вошел — началось запотевание... И светильники скафандра засвечивали стекло шлема, так что ничего не было видно. Но ничего, сделали всё, вернулись».
ИА Красная Весна: Анатолий Павлович, а были ли какие-то проблемы потом, когда вы уже вернулись на Землю, со стороны власти или Главкосмоса?
Арцебарский: «Да, с флагом были потом проблемы... Во-первых, из Украины звонили. Это тогда еще, в 1991 году. Корреспондент спрашивает: „Ты ж что же москалям продався. А ну вертайся до дому!“. Это тогда еще. 91 год! Мобильных не было, на домашний телефон звонили. И сыну тоже. Ну, ничего, обошлось». (Смеется).
«Как бы то ни было, флаг еще полгода висел. На Земле советские флаги все сняли, а до нашего добраться не смогли. Но потом, в конце концов, он простой же был, шелковый, не специальный, от жесткого космического излучения, от перепада температур, от Солнца он рассыпался. Его вернул Анатолий Соловьев, но там оставалось лишь несколько ниток...»
Напомним, 31 января в Петербурге состоялась встреча Арцебарского с общественностью. Анатолий Павлович — 71-й космонавт СССР, летчик-испытатель, Герой Советского Союза, общественный и научный деятель Российской Федерации. За время полета он совершил 6 выходов в открытый космос общей продолжительностью 32 часа 15 минут.