В Лондоне покажут консервацию автопортрета Ван Гога
В феврале будущего года в галерее Курто откроется долгожданная выставка «Автопортреты Ван Гога», 10 декабря пишет The Art Newspaper.
Среди запрошенных работ — автопортрет из музея Крёллер-Мюллер, который расположен в национальном парке на востоке Нидерландов. Музей согласился предоставить этот ключевой экспонат, но реставраторы посчитали, что нужно предпринять меры для безопасной транспортировки. Также было решено очистить картину от обесцвеченного лака.
«На автопортрете спокойное выражение лица Винсента подчеркнуто печалью и тревогой в его глазах, один из которых находится в тени. Его элегантная одежда — пиджак, жилет и галстук — придает ему вид преуспевающего джентльмена, а не художника-авангардиста.Винсент выглядит старше своих 34 лет», — пишет обозреватель издания.
Автопортрет был среди сотен картин, которые после смерти Винсента передали его брату Тео, а вскоре и его невестке Джо Бонгер. В 1909 году она продала его немецкому драматургу и коллекционеру Карлу Штернхейму, которому он принадлежал десять лет. Затем картину купила Хелен Крёллер-Мюллер, открывшая свой музей в 1938 году, и она всегда была одной из самых популярных работ Ван Гога.
Автопортрет был покрыт лаком в середине 20-го века, и это покрытие со временем пожелтело и испачкалось, скрывая большую часть деталей Ван Гога и полностью ослабляя его воздействие. Фотография почти наполовину завершенной работы в ноябре показывает, насколько это важно.
Хотя большинство картин Ван Гога написано на холсте, эта была сделана на картоне. Неудивительно, что края платы стали хрупкими, поэтому в начале этого года было решено установить картон на поддерживающую основу.
Многие картины Ван Гога претерпели изменения цвета, особенно с выцветанием красных пигментов, из-за воздействия света. Автопортрет Крёллер-Мюллер — не исключение, и следы исходных более ярких тонов видны на самом краю доски, где изображение было защищено рамкой.
В каталоге аукциона 1919 года, когда картина была приобретена г-жой Крёллер-Мюллер, костюм художника описывается как «бледно-лиловый», тогда как сегодня он стал светло-голубым из-за выцветшего красного. Марджье Левестейн, консерватор Kröller-Müller, считает, что цвета фона и куртки значительно изменились — и когда-то были «теплее и пурпурнее». К счастью, лицо и волосы изменились относительно мало, подчеркивает обозреватель.
Карен Серрес, куратор выставки Курто, очень довольна предоставленным кредитом и работами по консервации: «Удаление обесцвеченного лака позволит нам увидеть картину ближе к тому как Ван Гог создал ее».