Chatham House: цель Путина — «суверенная глобализация» во главе с Россией


Royal Institute of International Affairs (Королевский институт международных отношений или Chatham House) опубликовал статью Найджела Гулд-Дэвиса, научного сотрудника программы «Россия и Евразия» под названием «Почему последние санкции США против России больно укусят», 25 апреля сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

В новой аналитической статье главного британского «мозгового центра» политических исследований последний залп санкций в отношении России рассматривается как беспрецедентное начало войны экономическими средствами.

В начале апреля, по мнению Гулд-Дэвиса, произошел поворотный момент в американо-российских отношениях: «США перешли в долгосрочное наступление в борьбе за влияние, осуществляемое экономическими средствами. Небольшое замешательство политики санкций в начале недели не должно этого затмевать».

По трактовке автора, по окончании холодной войны Запад «стремился втянуть Россию в мировую экономику», в расчете на то, что глобализация нормализует ее (Россию). «Россия станет процветающей и мирной, — утверждает главный научный сотрудник российско-евразийских исследований из Лондона. — Запад раньше сдерживал Советский Союз, теперь он стремится интегрировать Россию».

Владимир Путин, считают британские эксперты, принял эту интеграцию частично, он стремился извлечь выгоду из глобальной экономики, но не имел намерения потакать развитию страны в русле западной парадигмы.

«Он уравновешивал выгоды от экономического взаимодействия, прежде всего от импорта энергоносителей и иностранных инвестиций, со своим видением централизованной власти и напористой внешней политики. Дома Путин стремился к „суверенной демократии“, за рубежом — к „суверенной глобализации“, контролируемой российской властью», — заключает эксперт в своей статье.

Далее Найджел Гулд-Дэвис рассматривает период начала 2000-х годов, когда «некоторое время это работало», так как с 2000 по 2008 годы экономика России удвоилась, и страна присоединилась к ряду международных экономических клубов, а в 2006 году даже председательствовала в «Большой восьмерке». Одновременно политическая система России становилась всё менее либеральной и плюралистичной на фоне охлаждения отношений с Западом.

Но «суверенная глобализация» стала использовать экономические связи для достижения политических целей (автор так и не называет эти цели — прим. ИА Красная Весна). Главные инструменты — это энергетика, экспорт нефти и газа, а также получение контроля над дочерними активами. На втором месте — финансы, — западные элиты «тщательно культивировались» через прибыльные деловые отношения и другие стимулы. Россия использовала экономические отношения — «непреходящий источник слабости», — в качестве источника влияния, говорится в статье.

Интеграция, «основанная на правилах Запада», и «суверенная глобализация» России были несовместимы, что, по мнению автора, и привело к конфликту на Украине. По трактовке британского аналитика, Януковича принуждали отказаться от соглашения о свободной торговле с ЕС в пользу Евразийского экономического союза, что привело к Майдану и бегству Януковича.

Автор статьи связывает начало санкций с присоединением Крыма и событиями на восточной Украине (на самом деле против России санкции вводились и до этого, например, закон Магницкого был принят в 2012 году — прим. ИА Красная Весна). Он оценивает санкции, как ограниченные, хронические, а не острые. Россия нашла способ адаптироваться к ним, хотя выход Exxon Mobil из совместных проектов с «Роснефтью» осложнил этот процесс.

В заключение автор спецаналитики перечисляет финансовые санкции Америки, объявленные 6 апреля, которые изменяют правила игры в четырех направлениях:

Во-первых, они являются очень жесткими, угрожая всем, кто «сознательно способствует значительным сделкам» с санкционированными субъектами, вплоть до запрета таким агентствам, как Clearstream и Euroclear, обработки платежей (международные клиринговые агенства, производящие расчеты по сделкам с международными ценными бумагами). Цель — отрезать санкционируемые субъекты от реального участия в мировой экономике.

Во-вторых, сейчас олигархи, регистрировавшие свои активы в Лондоне, Нью-Йорке или Гонконге с целью защитить их от западных санкций и от российского государства, больше не в безопасности, так как санкции направлены и против компаний.

В-третьих, санкции создали сильную неопределенность, никто не знает, кто будет их следующей жертвой: «Ожидания по поводу санкций США теперь так же важны, как и цена на нефть».

В-четвертых, Америка готова нанести ущерб России, не считаясь с любыми издержками. Американские учреждения обязаны лишать себя долей собственности в санкционированных компаниях. Новые санкции уже вызвали глобальные последствия вплоть до разрушения рынков алюминия. Эти меры должны усложнить жизнь России.

«Америка провела демонстрацию силы в мировой экономике, никто кроме нее не может причинить такую боль большому противнику. Мяч сейчас на европейском поле. Евросоюз снизил свою зависимость от российских энергоресурсов, но не от российских финансов и российского влияния. Если Европа последует примеру Америки, то жизнь для глобальной элиты России, поддерживающей Кремль, станет очень неуютной», — завершает свой обзор Найджел Гулд-Дэвис.

Напомним, 6 апреля США приняли новый пакет санкций, грубо нарушивший правила ВТО, против экономических субъектов Российской Федерации (речь идет о противозаконных враждебных действиях, санкции же имеет право вводить только Совбез ООН — прим. ИА Красная Весна). США ввели санкции против 26 россиян и 15 российских компаний в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATS). В числе лиц, подпавших под санкции, — основной владелец UC Rusal Олег Дерипаска, предправления ВТБ Андрей Костин, владелец «Реновы» Виктор Вексельберг и предправления «Газпрома» Алексей Миллер. Американским компаниям и их партнерам запрещается вести любую экономическую деятельность с попавшими в список компаниями и лицами, а их активы на территории США подлежат немедленной заморозке.

Эти действия являются по существу военными действиями и направлены на нанесение прямого ущерба экономике России. А поведение США в отношении пострадавших компаний сложно квалифицировать иначе, как «рэкет». Так, Минфин США выпустил разъяснения к наложенным 6 апреля санкциям на бизнесмена Олега Дерипаску и его компании UC Rusal, En+ и другие.

В частности, ведомство пишет, что ограничения могут быть отменены, если Дерипаска утратит контроль над предприятием.

Реакция России пока очень сдержанна. В Госдуме подготовлен законопроект об ответе на санкции США. Он дает право правительству по решению президента вводить 16 различных ответных мер. В их числе ограничения ввоза сельскохозяйственной, алкогольной и табачной продукции, лекарственных препаратов, а также приостановка сотрудничества по атому, авиастроению и ракетным двигателям.

Данные действия не наносят прямого ощутимого ущерба в отношении американской экономики или представителей американского истеблишмента.