Письмо от руки развивает память лучше, чем клавиатура
Письмо от руки способствует развитию памяти, заявили ученые из Норвежского института естественных и технических наук (NTNU). Результаты их исследования опубликованы 28 июля в журнале Frontiers in Psychology.
Ученые провели исследование, показавшее, что письмо от руки вызывает куда большую активность сенсомоторных отделов мозга и тем самым дает ощутимый толчок развитию памяти. Первое испытание они проводили еще в 2017 году, тогда в нем участвовали только студенты. Ученые убедились, что мозговая активность проявляется только при написании чего-либо от руки, чего нельзя сказать о наборе текста на клавиатуре.
Теперь же их заинтересовало, какие существуют различия в мозговой активности при рисовании, написании текста от руки и наборе его на клавиатуре. На этот раз в эксперименте приняли участие не только молодые люди, но и дети. Испытуемые надевали капюшоны с более чем 25-ю электродами, датчики в которых улавливали электрическую активность в головном мозге во время набора или написания участниками текста.
Одри Ван дер Меер, руководитель работы, отметил, что «использование ручки и бумаги образует в мозге больше „крючков“, на которые можно прикрепить наши воспоминания». Это связано с моторикой и чувственным восприятием происходящего: «многие чувства активируются, когда вы нажимаете ручкой на бумагу, когда выводите буквы и слышите звук, который издается во время письма». Ученый сделал вывод, что благодаря чувственным переживаниям создается контакт различных частей мозга друг с другом, в результате чего мозг «открывается» для обучения.
При этом активность мозга при наборе текста значительно отличалась как от написания, так и от рисования, однако эти различия практически у всех детей оказались схожими. Так что, уверены ученые, чтобы мозг ребенка мог комплексно развиваться и чтобы дети эффективно обучались, стоит сочетать все три вида визуализации информации — письмо, рисование и печать на клавиатуре.