В Англии собрались «деколонизировать» законы Ньютона
Программу обучения инженеров собрался «деколонизировать» Шеффилдский университет, сообщила 24 апреля газета The Telegraph.
Основоположник современной физики и математики сэр Исаак Ньютон был назван потенциальным бенефициаром «деятельности колониальной эпохи», и это причина «деколонизировать» сделанные им открытия. Документы, полученные газетой, говорят, что студенты, изучающие три закона движения Ньютона, могут столкнуться с изменениями в преподавании — им будут объяснить «глобальное происхождение и исторический контекст» его теорий.
Эти планы являются частью усилий инженерного факультета по «преодолению давних сознательных и бессознательных предубеждений» среди студентов, преодолению подходов к естествознанию и математике с точки зрения «евроцентризма» и «бремени белых».
В просочившейся копии «проекта разработки инклюзивной учебной программы» университетов группы Рассела говорится, что «многие важные инженерные материалы и учебные программы основаны на математике, разработанной в 18-19 веках». В нем утверждается, что ученые-первопроходцы, включая Поля Дирака, Пьера-Симона Лапласа, Ньютона и Готфрида Вильгельма Лейбница, «могут считаться извлекавшими выгоду из деятельности колониальной эпохи».
В документах не объясняется, каким образом Ньютон получил пользу от колониализма. Однако известно, что он владел акциями компании Южного моря, которая торговала рабами. Первоначально Ньютон зарабатывал деньги, но позже потерял 20 000 фунтов стерлингов, после того как компания столкнулась с финансовыми трудностями. Другими акционерами в то время были 462 члена Палаты общин и 100 членов Палаты лордов.
Ньютон — последняя историческая фигура, на удалении которой из кампусов настаивают активисты протестов Black Lives Matter.
Консультант, который проводит семинары по вопросам разнообразия в нескольких ведущих университетах, сказал The Telegraph, что стремление к деколонизации смещается с гуманитарных дисциплин на естественные науки, предупредив, что этот сектор «захвачен» «критической теорией рас во всем, кроме названия».
Профессор Франк Фуреди, социолог из Кентского университета, сказал: «То, что они называют „признанием прошлого“, на самом деле является разновидностью настоящего, когда вы читаете историю задом наперед. Это способ социализации студентов, чтобы они почувствовали, что что-то не так с их собственным прошлым, жизнью их предков, чтобы вызвать у них чувство вины».
Министр университетов Мишель Донелан назвала «деколонизацию» учебных программ «цензурой истории» в интервью The Telegraph.
Пресс-служба Шеффилдского университета заявила, что университет «привержен делу защиты свободы слова». Представитель университета добавил: «Деколонизация учебной программы — это непрерывный процесс, который побуждает нас включать исторически маргинализированные или подавляемые знания во все дисциплины… так что все наши студенты имеют возможность увидеть свое отражение в том, чему их учат».
Напомним, Ньютон, живший до 1727 года, заложил основы современной науки своей теорией гравитации, основополагающими принципами, а также теориями света, времени, цвета и исчисления. Его уравнение всемирного тяготения, написанное в 1666 году, когда ему было 23 года, помогло опровергнуть более чем тысячелетнее аристотелевское мышление.
Что имеется в виду под «включением подавляемых знаний» в курс механики — решительно непонятно. То ли речь идет о практическом руководстве по вызову джиннов, которые могут любое тело в любое место перенести мгновенно, то ли речь идет о каких-нибудь индуистских обрядах, которые отменят гравитацию.
Современная наука основана на том, что знание объективно и законы природы, включая законы Ньютона, работают независимо от того, кто их первым вывел. Причем тут какие-то вымышленные «маргинализированные знания» или «инклюзивность»? Что включать-то будут? Курсы вуду или возможность вознесения на небо?