Мюонный рентген позволил заглянуть в аптечку эпохи Эдо
Мюонный рентген был применен японскими специалистами, для идентификации содержимого запечатанной старинной стеклянной бутылки, использовавшейся известным доктором феодальной эпохи, 18 апреля сообщает The Asahi Shimbun.
Со временем флакон с лекарством, который, как считается, использовал для визитов к пациентам Коан Огата (1810-1863), стало невозможно открыть.
Но с помощью мюонов, элементарных частиц особого типа, исследователи пробили стекло толщиной 3 миллиметра и подтвердили, что белая субстанция внутри бутылки является хлоридом ртути.
Исследователи из Университета Осаки и других институтов сканировали бутылку мюонами в Японском исследовательском комплексе ускорителей протонов (J-Parc), высокоинтенсивном ускорителе протонов в Токае (префектура Ибараки).
В конце периода Эдо (1603-1867) Огата основал Текидзюку — академию Рангаку. Послденим словом обозначали в Японии западную технологию и медицину. Считается, что Текидзюка стала прародительницей медицинского факультета Университета Осаки.
Два медицинских сундучка, которые использовал Огата, хранятся в Университете Осаки. Один из них, который он использовал в последние годы своей жизни, содержит 22 стеклянные бутылки и шесть деревянных цилиндров.
Примерно половина контейнеров была плотно запечатана, поэтому никто не знал точно, что в них находится.
Но одна бутылка содержала намек, поскольку ее крышка была отмечена иероглифом кан, первым из двух символов, которые означают «канко» или хлористую ртуть.
Мюонный анализ подтвердил что в бутылочке содержатся пары ртути и хлора.
Во времена Огаты хлорид ртути использовался как слабительное и в других случаях. Сейчас это вещество больше не используется, потому что оно признано высокотоксичным.
«Считается, что канко не использовался сам по себе, а смешивался с другими лекарственными веществами для лечения пациентов, страдающих инсультами и симптомами ревматизма», — пояснила Киоко Такахаси, приглашенный профессор Музея Университета Осаки, специализирующаяся на фармакогнозии. Это можно понять из писем, в которых Огата давал инструкции по лечению.