Америка и Россия: все по-старому

Изображение: (cc) DWilliams
Флаг США
Флаг США

Действительные препятствия на пути улучшения отношений между США и Россией являются структурными и находятся гораздо глубже последних разоблачений связей между президентом Трампом и его помощниками и их русскими партнерами, говорится в статье Анджелы Стент от 17 августа в журнале National Interest.

По мнению журнала, начиная с 1992 года каждый новый американский президент, приходя в Белый дом, считал, что ему удастся в отличие от его предшественника по-новому установить и поддерживать отношения с Россией. После того, как российские лидеры отказались от марксизма-ленинизма и заявили о намерении присоединиться к «цивилизованным народам», заметных препятствий на пути сближения двух ядерных сверхдержав, казалось, не было. Однако каждая перезагрузка приводила к разочарованию с обеих сторон. В этом году скандал «рашагейт» (Russiagate — расследование возможного вмешательства России в выборы в США) замедлил процесс, который президент Трамп искренне намеревался довести до вывода отношений с Россией на новый уровень. Но дело было не в самом скандале, считает издание, а в структурных проблемах.

Вашингтон и Москва по-разному смотрят на то, какими их отношения должны быть. Президент Путин, чьей миссией, по мнению издания, является восстановление роли России на мировой арене, и сведение на нет того, что он считает катастрофическим наследием 90-х годов прошлого века, ставит своей конечной целью, чтобы США относились к нынешней России, как относились когда-то к СССР. То есть признание России в качестве полностью суверенной силы, с ограниченным суверенитетом ближайших соседей. Силы равной Америке. Силы, чьи законные интересы должны уважаться. Целью в таком случае будет являться новое трехстороннее ялтинское соглашение между США, Россией и Китаем, в котором страны разделят мир на сферы влияния. А также произойдет отказ от любого вмешательства США во внутренние процессы в России.

Хотя есть вероятность, что некоторые люди в администрации Трампа и люди, поддерживающие его, готовы принять такое видение мира, министр обороны и госсекретарь Трампа, а также советник по национальной обороне — не готовы, и любая администрация, которая стала бы двигаться в этом направлении, отвергала бы предпосылки, которые направляют внешнюю политику США последние 25 лет.

Какие общие интересы есть у США и России? Ответственность двух ядерных сверхдержав и сохранение курса на нераспространение ядерного оружия. Но когда дело доходит до того, какие конкретные шаги подразумевает приверженность этой позиции, они не всегда могут договориться.

По мнению издания, обе страны согласны, что терроризм является угрозой для всех, но имеют разные взгляды на то, кто является террористом, а кто нет. Это видно по сложностям в сотрудничестве в деле борьбы с ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Сирии.

Издание отмечает, что в отличие от Китая, у США меньше экономических интересов в России, то есть меньше людей, заинтересованных в налаживании и расширении отношений между странами. Главные предметы экспорта из России — это углеводороды и оружие, в которых США не заинтересованы. Сложный инвестиционный климат и слабость судебной власти, а также введенные санкции, тоже являются препятствием на пути инвестиций из США.

Несмотря на недостаток общих интересов, есть проблемы, над которыми две страны должны работать вместе. Например, война в Сирии с ее огромными людскими жертвами. Помимо режима прекращения огня, США и Россия должны продолжить согласование воздушных операций и улучшить гуманитарную ситуацию. Ситуация вокруг Северной Кореи тоже является одним из направлений, по которому должно идти сотрудничество, хотя Москва и против сильного давления на Ким Чен Ына. Также желательно и начало переговоров по выработке правил в сфере кибербезопасности.

Украина остается крупной проблемой, портящей отношения между странами. Издание приветствует назначение посла Курта Волькера спецпредставителем. Но перспективы выполнения Минских соглашений остаются плохими. Госсекретарь Тиллерсон дал понять, что возможны действия в обход Минска, но это потребует изобретательности и решимости у всех сторон конфликта решить его.

Учитывая фундаментальные расхождения по перечисленным вопросам и недостаток доверия между сторонами, отношения между США и Россией в лучшем случае останутся в рамках ограниченного партнерства. Будет взаимодействие по вопросам, в которых есть обоюдный интерес, и несогласие и противостояние по другим. Ситуация не будет сильно отличаться при президенте Трампе по сравнению с Обамой, если только раскроется еще что-то крупное, касающееся прошлогодней предвыборной кампании. Отсутствие серьезных изменений в политике в отношении России не должно стать сюрпризом. Основные проблемы, которые сталкивают США и Россию друг с другом, не изменились за последнее десятилетие. В таких условиях умелое управление сложными отношениями и меры по предотвращению их ухудшения, вероятно, максимум того, что следует ожидать в обозримом будущем.

Напомним, Анджела Стент руководит центром исследований Евразии, России и Восточной Европы в Джорджтаунском университете США. Член Совета по международным отношениям, старший внештатный сотрудник Брукингского института, член консультативного совета Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, член консультативного совета при Европейском командовании ВС США, профессор российского МГИМО. Автор книги «Почему Америка и Россия не слышат друг друга? Взгляд Вашингтона на новейшую историю российско-американских отношений» («The Limits of Partnership. U.S.-Russian Relations in the Twenty-First Century»).