1. Политическая война
  2. «Дело 1 марта» в Армении
Ереван, / ИА Красная Весна

Власти Армении не ждали кровавого бунта в 2008 году — эксперт

Разгон несанкционированного митинга в Ереване утром 1 марта 2008 года прошел бескровно для протестующих, но не для полицейских. Об этом заявил журналист Георг Хачатурян 29 февраля, описывая произошедшие 12 лет назад в Армении события на своей странице в Facebook.

Вспоминая обстановку накануне трагических событий 1 марта 2008 года, Хачатурян сначала рассказал об обычной для тогдашнего главы государства Роберта Кочаряна встрече со студентами Ереванского Государственного Университета, свидетелем которой был журналист. Он отмечает, что никто из участников дружеского разговора руководителя страны с молодежью менее чем за сутки до трагической даты, не ожидал превращения затянувшегося мирного протеста оппозиции в кровавые уличные беспорядки.

На вопрос студентов, «что будет с ситуацией на площади Свободы, где уже 20 дней стоят палатки и непрерывно идут митинги сторонников Левона Тер-Петросяна», глава государства описал три варианта естественного развития событий.

«Либо власти потеряют терпение и очистят площадь силовой акцией. Либо людям надоест все это, и они разойдутся по домам. И либо сами организаторы митингов поймут, что потенциал уже иссяк и пора сворачивать все это», — воспроизвел журналист ответ Кочаряна.

Отметим, первый президент Армении Левон Тер-Петросян, после 10-летнего перерыва вновь решивший стать президентом, задолго до выборов заявил, что наберет 60% голосов и победит, а любой другой исход голосования народа он заранее объявил кражей его голосов.

После прошедших 19 февраля 2008 года выборов президента, на которых за Тер-Петросяна проголосовало около 21% пришедших на избирательные участки граждан, он отказался признавать эти результаты и заявил, что «карабахский клан» украл его победу, а также призвал своих сторонников оставаться на площади Свободы Еревана для бессрочного протеста.

Далее Хачатурян, описывая события тех дней, пишет, что непрерывным несанкционированным митингам, продолжавшимся в течение трех недель, власти не препятствовали. А 1 марта по дороге на работу он увидел, что площадь опустела.

По словам журналиста, полицейские из оцепления сообщили ему, что правоохранительные органы рано утром вытеснили митингующих с площади и при этом семеро протестующих получили синяки от полицейских дубинок, а «несколько самых буйных» были задержаны полицией.

Хачатурян также пересказывает слова правоохранителя о ранениях, которые получили двое полицейских во время разгона незаконной акции.

«У обоих проникающие ранения. Ножевые и от попадания арматурных ежиков (страшное оружие, напоминающее подушечку с иголками. Мячик, утыканный острыми арматуринами. При попадании наносит страшные, рваные раны. При попадании в лицо может искалечить, выбить глаза. И даже убить)», — привел слова полицейского журналист и описал оружие, которое применили якобы мирные протестующие сторонники Тер-Петросяна против сотрудников правопорядка.

По словам Хачатуряна, от полицейского он узнал и о том, что самого Тер-Петросяна полицейские силой отвезли с площади в его особняк. Где инициатор протестов позднее собрал пресс-конференцию, не являясь при этом ни задержанным, ни арестованным.