Законопроект о штрафах за безбилетный проезд готов к утверждению в ГД РФ
Законопроект о наказаниях за безбилетный проезд на общественном транспорте подан в Госдуму России на первое чтение, которое состоится в мае, 11 мая сообщают «Известия».
Инициатором проекта закона стал Минтранс, который подал его на рассмотрение думы в марте 2020 года.
Документ устраняет несоответствие с внесенными ранее правками в «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». По ним субъектам федерации разрешено устанавливать размер штрафов. Однако согласно части 3 статьи 11.18 и части 2 статьи 11.19 Кодекса РФ об административных нарушениях (КоАП) устанавливается размер штрафа за безбилетный проезд в размере 100 рублей.
«В 63 субъектах РФ административная ответственность за безбилетный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте установлена в соответствии с региональным законодательством. Вместе с тем в 22 субъектах административная ответственность не установлена», — пишется в пояснительной записке к законопроекту.
Законопроект это несоответствие убирает, внося правки именно в эти статьи. Кроме того, по данным Минтранса с 1999 года, когда был принят КоАП, к административной ответственности по статьям 11.18 (Безбилетный проезд) и 11.19 (Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа) никто не привлекался, так как не был определен федеральный орган исполнительной власти, который должен был бы рассматривать такие дела.
«Учитывая, что контроль оплаты проезда пассажиров и правил провоза ручной клади и багажа при перевозках в междугородном сообщении осуществляется при посадке пассажиров в автобус, Минтрансом России подготовлен законопроект, предусматривающий признание данной нормы утратившей силу», — прокомментировали в ведомстве причину создания законопроекта.
Законопроект поддержан комитетом по государственному строительству и законодательству Госдумы, о чем к законопроекту приложено заключение комитета за подписью его главы Павла Крашенникова.
Однако законопроект вызывает опасения во фракциях Госдумы. Депутаты считают, что в случае передачи полномочий устанавливать размеры штрафы за безбилетных проезд в регионы, их размер может значительно увеличиться.
«Мы уже наблюдаем это по штрафам за нарушения правил дорожного движения в Москве и Санкт-Петербурге», — заявил заместитель председателя фракции ЛДПР Ярослав Нилов. По его словам, это можно увидеть по ситуации с парковками, когда регионам позволили устанавливать размер штрафов — в Москве он увеличился до 5 тысяч рублей. Такие размеры штрафов непомерны для не защищенных групп граждан, например, пенсионеров.
«Все хотят наказать граждан, и никто не наказывает транспортные компании, когда они оказывают услуги несоответствующего качества», — отметил член фракции КПРФ Николай Арефьев, который считает, что КПРФ эту инициативу может не поддержать.
В тоже время первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов негатива в законопроекте не усмотрел.
«Мне кажется, что регионы в состоянии справиться с возложенной на них задачей. Ничего плохого я в этом не вижу и полагаю, что инициативу можно поддержать», — сказал он.
По мнению политтехнолога Константина Калачева, риски завышения размера штрафов после принятия закона существуют. Он считает, что следует установить единый размер штрафа за безбилетный проезд на уровне, как установлено в Москве — 1000 рублей.
Отметим, в столице за безбилетный проезд в городском наземном общественном транспорте и метро установлен штраф в размере 1000 рублей. За использование чужой соцкарты — 2500 рублей, а за провоз неоплаченного багажа — 1000 рублей.