Подавший в жалобу в ЕСПЧ на санпаспорта: власти следуют логике репрессий
Система санпаспортов является внесудебным способом лишения свободы, считает специалист в области частного права Гийом Замбрано, подавший коллективную жалобу в ЕСПЧ. Об этом 27 сентября сообщает Reporterre.
Путем подачи коллективной жалобы в Европейский суд по правам человека юрист хочет не допустить продления срока действия ковид-паспортов после 15 ноября 2021 года, как то планируют власти Франции.
Замбрано считает, что система санпаспортов выходит за обычные рамки уголовного права. «Она ведет к беспрецедентным социальным санкциям в виде смеси лишения свободы, стигматизации и подстрекательству к публичному унижению. Причем в этом внесудебном способе подавления участвуют уже не судьи, а само население — работники кафе, библиотек, музеев или сотрудники больниц, применяя санкции к не имеющим санпропусков. Это указывает на то, что правительство следует логике массовых репрессий. Поскольку правительство не может поставить за каждым гражданином судью, оно полагается на население и на автоматизацию процесса».
По словам ученого, отсутствие доступа к общественному транспорту, больницам, кафе, ресторанам, библиотекам, спортивным и культурным ассоциациям и другим местам собраний представляет собой чрезвычайно тяжелую меру лишения свободы. Это лишение прав на собрания, на свободу приходить и уходить, «это воистину исключение человека из общественной жизни«. А если называть вещи своими именами, «то это внесудебная санкция».
Гийом Замбрано напомнил, что с XVII века и английского Билля о правах, призванного ограничить произвол суверенов, европейская правовая традиция основана на принципе habeas corpus: каждый лишенный свободы имеет право предстать перед судьей. Фактически, когда человека помещают под домашний арест или приказывают носить электронный браслет, то такая мера должна быть одобрена судьей по вопросам свобод и задержания.
Когда людей признают виновными в причинении социального ущерба, таких как кража, уклонение от уплаты налогов, нападение и нанесение побоев, они имеют право на судебное разбирательство. И вообще цель — социальная реинтеграция: даже за серьезные правонарушения есть отстранение, корректировка приговора. Но с паспортом здоровья целая категория людей получает максимальное уголовное наказание, не будучи судимыми, даже не имея возможности защитить себя.
«И такая санкция оправдывается невозможностью (или нежеланием) предъявлять QR-код при входе в общественные места, отсутствие вакцинации или тестирования. Людей критикуют за то, что они потенциально зараны», — говорит Замбрано. «Еще более опасно то, что по закону очень редко можно быть осужденным за бездействие», поскольку правило состоит в том, что осуждают за что-то, а не за бездействие.
«Существует правонарушение, связанное с отказом от помощи лицу, находящемуся в опасности (есть такая статья в Уголовном кодексе), но его условия очень строгие, а приговоры выносятся редко. Существует также прецедентное право для людей, которые сознательно заразили других СПИДом, но в этом случае судьи сохранили аспект, подчеркивающий намеренность действия: заразившие не только знали, что они больны и не принимали мер предосторожности, но и заявляли о своем желании заразить других людей», — уточнил доцент.
Читайте также: В ЕСПЧ подана коллективная жалоба из-за ввода санпаспортов
По словам Замбрано в коллективной жалобе против санпаспортов участвуют 20 тыс человек. Если в суд обратятся еще десятки тысяч человек, то суд будет вынужден прислушаться к выдвинутым аргументам, чтобы не быть полностью парализованным в административном отношении.