DWN: желание Швеции, Финляндии и Австрии вступить в НАТО — абсурдно
Желание Швеции, Финляндии и Австрии вступить в НАТО — абсурдно, потому что нахождение в альянсе не улучшит, а ухудшит положение этих стран, пишет ведущий австрийского телеканала ORF и главный редактор журнала Der Volkswirt Рональд Барацон 9 мая в статье для Deutsche Wirtschafts Nachrichten.
Если почитать Устав НАТО, то его члены берут на себя больше обязанностей, чем добиваются каких-то своих интересов, притом защиты им никто не обещает. Лучше было бы остаться нейтральной страной и тем самым поддерживать мир во всем мире, считает журналист.
Учитывая ситуацию на Украине прежде нейтральные страны — Швеция, Финляндия и Австрия — внезапно пожелали стать членами НАТО, отмечает Барацон.
Он считает, что такое желание понятно: эти страны хотят «заползти под защитный щит» оборонного альянса, потому что в случае угрозы со стороны России вооружённые силы других стран НАТО бросятся им помогать и обратят врага в бегство. Но эта вера — иллюзия, подчеркивает журналист.
По-видимому, мало кто читает договор НАТО — только так можно объяснить, почему нейтральные страны Запада сейчас отчаянно стремятся вступить в этот оборонный союз. Похоже, все они упускают из виду тот факт, что устав НАТО никоим образом не предполагает, что нападение на члена НАТО сразу будет встречено огнем. Это только лишь означает, что альянс окажет помощь, но каждый отдельный член НАТО сам определяет вид этой помощи, пояснил политолог.
Если, скажем, якобы российская армия вдруг попытается захватить Литву, являющуюся членом НАТО, а Вашингтон решит, что не будет рисковать мировой войной ради маленькой балтийской республики и её 2,8 млн жителей (что эквивалентно населению Вены), то помощь альянса возможно будет состоять из поставок стрелкового оружия, долларов и добрых советов, заметил журналист. В уставе НАТО понятно сказано, что каждая страна должна сама обеспечивать свою защиту, так как помощь союза надо понимать не как замену собственным усилиям, а как просто подержку.
Более того, вместо глобального участия США возвращаются к доктрине Монро от 1883 года, по которой США не вмешиваются в конфликты Старого Света — а применительно к сегодняшней ситуации Старый Свет имеет в виду и страны Африки и Азии. То есть это означает, что они вступаться за кого-то не будут, воевать будут лишь в том случае, если на них самих нападут: «дядя Сэм больше не является тем дураком, который таскает каштаны из огня для всех».
Этого принципа они придерживались и во время Второй мировой войны. Только когда Япония уничтожила тихоокеанский флот США в Перл-Харборе в 1941 году, Америка вступила в войну.
Большой энтузиазм не входящих в НАТО стран в отношении якобы оборонного союза, по сути, является полным абсурдом, убеждён Барацон. В конце концов, Россия начала спецоперацию на Украине только потому, что Киев не проводил нейтральную политику, несмотря на предупреждения России, подчеркнул журналист.
Дело в том, что Москва не допускает противоборствующего союза у своих границах. Это было основным принципом российской политики безопасности ещё в царской империи. Если бы Украина вдруг вступила в НАТО, то Черноморский и Средиземноморский флоты России, размещенные на Крымском полуострове, вдруг стали территорией НАТО. Это заставило присоединить Крым к России в 2014 году. Летом 2021 года Владимир Путин в очередной раз в своей статье призывал Украину одуматься и вернуться к нейтралитету.
Когда в последние дни и недели Швеция, Финляндия и Австрия размышляли о своем нейтралитете, из Москвы были слышны протесты и обещания усилить свои военные позиции. Если иметь в виду, что НАТО не предусматривает автоматической военной помощи, проясняется, что три страны не только не улучшат свое положение с членством в оборонном альянсе, но даже значительно ухудшат его.
Надо напомнить, что страны альянса берут на себя некоторые обязательства. Будучи членом альянса, страна обязана оказывать помощь всем другим членам. Как уже было сказано, в договоре НАТО говорится, что каждый член альянса сам решает вопрос о предоставлении помощи. Однако этот вопрос подробно обсуждается в различных комитетах, и, таким образом, оказывается определенное давление на отдельные страны. Нельзя исключать, что, например, заставят предоставить более или менее значительный контингент солдат для пополнения армии страны, подвергшейся захвату. Не лучше ли сохранять нейтралитет или ждать своих мужчин в цинковых гробах?
Швеция, Финляндия и Австрия также не должны забывать, что они состоят в ЕС, очевидно, они не читали 42 статью договора, действующей 13 лет. В ней говорится, что ЕС — это и оборонный союз, что каждый член союза должен иметь свою армию и в случае необходимости предоставлять ее ЕС. Нынешний председатель Совета ЕС, недавно переизбранный президент Франции Эммануэль Макрон, пытается следовать 42 статье и создавать европейскую армию.
Барацон считает, что укрепить нейтралитет можно сейчас же, достаточно заявить, что государство останется нейтральным в рамках ЕС и больше не будет включаться ни в какие конфликты, только будет вести экономическое сотрудничество.