1. Культурная война
  2. Наука и космос
Нижний Новгород, / ИА Красная Весна

Нижегородские радиофизики предложили искать монополи в космосе

Изображение: © NASA Goddard Space Flight Center (Ausschnitt)
Нейтронная звезда

Предложение искать неуловимые частицы — источники магнитного поля — монополи — в исключительно сильных магнитных полях в космосе предложили нижегородские радиофизики, можно прочесть 6 октября на сайте Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ).

Около ста лет учёные по всему миру безуспешно пытаются обнаружить монополи. Эти гипотетические магнитные заряды приводят к симметрии уравнение Максвелла и предсказываются целым рядом физических теорий.

Ученые ННГУ предположили, что монополи могут быть обнаружены в особом типе нейтронных звёзд, магнитарах. Это самые мощные магниты во Вселенной.

«Мы смоделировали процессы, которые предположительно происходят при рождении монополей в экстремально сильных магнитных полях магнитаров. Если эти явления зарегистрируют установки международных обсерваторий, наука получит одно из доказательств существования магнитных зарядов», — рассказал автор исследования, заведующий научно-исследовательской лабораторией перспективных квантовых стандартов частоты и систем точного времени радиофизического факультета ННГУ, доктор физико-математических наук Алексей Клюев.

Согласно гипотезе учёных, покидая магнитар, монополи забирают часть энергии магнитного поля. Вращение нейтронной звезды при этом замедляется и возникают изменения вращения, которые можно зарегистрировать.

«Величина изменений вращения магнитара при рождении частиц достаточно мала. Обнаружить их — всё равно что зафиксировать изменение температуры озера Байкал, в который вылили стакан кипятка! Чтобы экспериментальные установки смогли зарегистрировать отклонения во вращении магнитаров, мы описали их спектр. Это открывает путь к эксперименту, который подтвердит теорию рождения магнитных монополей или даст учёным новое представление об их массе и заряде. Любой результат будет очень важен для астрофизики и современной науки в целом», — пояснил Алексей Клюев.

Исследование выполнено в лаборатории перспективных квантовых стандартов частоты и систем точного времени, созданной на базе кафедры теории колебаний и автоматического регулирования радиофизического факультета ННГУ. Результаты опубликованы в ведущем журнале по астрофизике Physical Review D.

Напомним, что в 2019 году модели нижегородских учёных уже были использованы для обнаружения шума магнитных квазимонополей в спиновом льду.