Ушел из жизни известный макаренковед Ричард Соколов

Соколов Р. В. на Всероссийской научно-практической конференции «Социальное творчество в современном образовании». 02.11.2017. Санкт-Петербург. Институт Детства © Красная Весна
Соколов Р. В. на Всероссийской научно-практической конференции «Социальное творчество в современном образовании». 02.11.2017. Санкт-Петербург. Институт Детства © Красная Весна

На 76 году жизни скончался выдающийся социальный педагог, методист, научный работник и исследователь педагогического наследия А.С. Макаренко Ричард Валентинович Соколов, 18 февраля сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Ричард Валентинович — это человек, который более пяти десятков лет работал с детьми в системе школьного и внешкольного воспитания. Большую известность приобрел созданный Соколовым в 1986 году московский детско-подростковый клуб «Ровесник». В этот клуб дети приходили свободно, для них были открыты мастерская со станками и инструментами, фотолаборатория, спортивные комнаты, «Пестрый зал» со сценой. Бесплатные занятия с детьми помогали проводить студенты из пединститута, педучилища и института культуры. В 1990 году на базе «Ровесника» была создана «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию им. С. Т. Шацкого». Под руководством Соколова станция работала до 2007 года.

Значительный вклад внес Ричард Валентинович в становление педагогического движения «Коммунарское макаренковское содружество» (КМС) в 70-х годах. Движение объединяло работу добровольных педагогических отрядов из разных городов СССР. Возглавляемый Соколовым педагогический отряд ЭСПО принимал участие в создании «форпостов культуры». Участники отряда вовлекали дворовых детей в кружки и секции «форпоста».

Более двадцати лет Соколов работал научным сотрудником в Российском институте культурологии. В институте Ричард Валентинович руководил работой «Научно-методического центра по проблемам социальной педагогики». Соколов является автором более 160 научных работ и 3 монографий. Часть работ Ричарда Валентиновича посвящена опыту организации детско-подростковых клубов и социализации детей. Кроме того, значительное внимание в своих исследованиях он уделил деятельности педагогов-воспитателей А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого и И. П. Иванова.

Соколов активно сотрудничал с московским музеем А. С. Макаренко, проводил экскурсии для посетителей музея, принимал участие в организации «макаренковских сред» (ежемесячных встреч в музее педагогов, макаренковедов и макаренколюбов для обсуждения педагогических тем).