ЦБ РФ: законодательство о банковской тайне не нуждается в коррекции

Изображение: Маринус ван Реймерсвале. XVI век
Сборщики податей (фрагмент)
Сборщики податей (фрагмент)

Против предложения МВД расширить доступ правоохранителей к сведениям, содержащим банковскую тайну, выступило руководство Центробанка России, 29 апреля сообщает Интерфакс.

Ранее министр внутренних дел Владимир Колокольцев направил главе ЦБ письмо с предложением облегчить сотрудникам полиции доступ к документам, содержащим банковскую тайну, а также своевременно информировать компетентные органы о признаках преступлений в кредитно-финансовой сфере. Министр аргументировал свою позицию тем, что в настоящее время задержки в предоставлении означенных сведений приводят к сложностям в наказании виновных и финансовым потерям.

По словам министра, данные от ЦБ о признаках противоправных деяний в банках зачастую поступают несвоевременно, а к заявлениям не всегда приобщаются сведения и документы, которые требуются для возбуждения уголовного дела.

В качестве примера Колокольцев привел дела банков «ФК Открытие» и Промсвязьбанк. Задержки в расследовании привели к тому, что за рубеж были выведены значительные средства, в том числе принадлежащие вкладчикам, а с изобличением и привлечением к ответственности виновных возникли трудности.

По его мнению, для более оперативного расследования подобных дел требуется внести в законодательство изменения, облегчающие полиции доступ к банковской тайне.

В ЦБ прокомментировали письмо главы МВД. По словам представителей пресс-службы регулятора, при выявлении в банках признаков противоправных деяний в соответствии с действующим законодательством в МВД и другие органы направляется информация об этом в соответствии с действующим регламентом информационного взаимодействия Банка России, Генеральной прокуратуры, правоохранительных и иных федеральных государственных органов РФ.

Что касается ситуации с Промсвязьбанком, упомянутой в письме, предписание банку от ЦБ было направлено 11 декабря 2017 года, затем в банке была введена временна администрация, которая менее чем за две недели выявила и задокументировала факты хищений, а 25 декабря направила заявление в Генеральную прокуратуру. Второе заявление о нарушениях в банке было направлено регулятором в адрес СК и Генпрокуратуры спустя 4 дня.

Однако до возбуждения дел по этим заявлениям прошел почти год, они были открыты в ноябре–декабре 2018 года.

В Центробанке отметили, что «в 2018 году Банк России активно поддержал внесение изменений в законодательство, позволяющих передавать в отдельных случаях в следственные органы сведения, составляющие банковскую тайну, вместе с заявлением о признаках преступления».

«И во всех установленных законом случаях Банк России этим правом пользовался», — подчеркнули представители регулятора.

Они отметили, что не считают необходимым вносить изменения в законодательство, поскольку «приведенные факты свидетельствуют, что вопросы эффективности привлечения к ответственности виновных лиц и возвращения активов лежат не только в плоскости межведомственного взаимодействия».

Так, за 2017 год регулятор направил правоохранителям 85 заявлений о выявленных признаках противоправных деяний, за 2018 — 105, за 2019 — 129.

В 2017 году ЦБ подал в соответствующие органы 262 сообщения о сомнительных операциях, в 2018 году — 228, в 2019 — 106. По данным банка, по этим материалам было возбуждено всего 8 уголовных дел, еще 10 материалов были приобщены к другим уголовным делам.