ЮНЕСКО рекомендует запретить использование смартфонов в школах

Изображение: Владимир Чичилимов © ИА Красная Весна
Смартфон
Смартфон

Смартфоны следует запретить в школах, чтобы устранить нарушения в работе классов, улучшить процесс обучения и помочь защитить детей от киберзапугивания. Такие рекомендации содержатся в докладе специализированного учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Global Education Monitor за 2023 год, сообщает 26 июля газета The Guardian.

Имеются доказательства того, что чрезмерное использование мобильных телефонов связано со снижением успеваемости в учебе, и что большое количество экранного времени негативно сказывается на эмоциональной стабильности детей, говорится в докладе.

ЮНЕСКО предостерегает политиков от бездумного использования цифровых технологий, утверждая, что их положительное влияние на результаты обучения и экономическую эффективность может быть преувеличено, а новое — не всегда лучшее.

В связи с тем, что все больше обучения переходит в онлайн-режиме, особенно в университетах, ЮНЕСКО призывает политиков не пренебрегать «социальным аспектом» образования, когда студенты получают очное обучение. «Те, кто призывает к усилению индивидуализации, возможно, упускают из виду суть образования», — утверждают авторы доклада.

Чрезмерное или ненадлежащее использование учащимися технологий в классе и дома, будь то смартфоны, планшеты или ноутбуки, может отвлекать и оказывать пагубное воздействие на процесс обучения, говорится в документе. Эти выводы основаны на данных крупномасштабной международной оценки, которые указывают на «негативную связь» между избыточным акцентом на цифровые технологии и успеваемостью учащихся.

ЮНЕСКО указывает на отсутствие достаточного количества серьезных исследований, демонстрирующих, что цифровые технологии по своей сути способствуют повышению уровня образованности. Большая часть работ с такими выводами была профинансирована частными образовательными компаниями, пытавшимися продавать цифровые обучающие продукты. Их растущее влияние на образовательную политику по всему миру является «поводом для беспокойства».

Ряд стран «осознают важность того, чтобы учащиеся были на первом месте», когда речь заходит о цифровых технологиях, отмечают авторы, приводя пример Китая, который установил границы для использования цифровых устройств в качестве средств обучения, ограничив их до 30% всего учебного времени.

Основываясь на своем анализе 200 систем образования по всему миру, ЮНЕСКО подсчитала, что в каждой четвертой стране смартфоны в школах запрещены либо законом, либо руководством учебных заведений. К ним, в частности, относится Франция, которая ввела это правило в 2018 году, и Нидерланды, где ограничения вступят в силу с 2024 года.