Высшее образование теряет в глазах граждан свою ценность — эксперт
Свое мнение о причине нехватки студентов в некоторых российских вузах высказал исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал» Артём Тузов, 26 августа сообщает ИА REGNUM.
Тузов отметил, что среди причин — изменение порядка подачи заявлений и самого процесса зачисления, которое запутало абитуриентов. Также сыграл фактор пандемии коронавируса, последние два года оказывавший влияние на процесс обучения и сдачи ЕГЭ.
Однако еще одной важной причиной является переоценка значимости высшего образования населением России.
«Это также отражает процессы переоценки значимости высшего образования населением России. Сейчас подрастающее поколение, а равно и его довольно молодые родители, уже не воспринимают как обязательный этап обучение в институте, как это было в конце 90-х и начале 2000-х годов», — сказал Тузов.
Он пояснил, что люди не видят существенной разницы в доходах и образе жизни у обладателей дипломов и у тех, кто не получал высшее образование. Также наблюдаются сложности с трудоустройством по специальности и нет ощущения практической пользы от академических знаний. Все это приводит к тому, что граждане не считают целесообразным трату времени и значительных сумм на высшее образование.
Кроме того, набирают популярность курсы быстрого обучения или повышения квалификации, переподготовки, а также самообразование. Нужные направления человек выбирает исходя из текущей ситуации на рынке труда.
«Могу предположить, что в дальнейшем эта тенденция будет только нарастать, и уже вузам придется демпинговать, чтобы набрать контингент на платное обучение», — подытожил эксперт.
Напомним, в части российских вузов в связи с недобором первокурсников был объявлен дополнительный набор на первые курсы.
Если предположение, что граждане не видят смысла тратить время и деньги на высшее образование, верно, то возникает два вопроса.
Первый. Что же это за общество такое формируется, где высшее образование теряет свою значимость? Другими словами, теряют значимость специалисты и будущие профессионалы своего дела.
Второй. Не является ли этот процесс элитаризацией образования? То есть высшее образование становится доступно лишь тем, кто имеет возможность тратить на него время и деньги и понимает его значимость. А остальному населению отводится роль низкоквалифицированного персонала.
В любом случае, если получение высшего образования, то есть глубоких знаний в специальности, теряет в глазах людей практическую значимость — это очень тревожный звонок. Если у нас не будет своих специалистов — на их место придут зарубежные. А если образование станет прерогативой «избранных» — не факт, что среди них найдется достаточно талантов, способных двигать свои области вперед.