Новая выставка раскрывает правду о процессах над салемскими ведьмами

Томпкинс Харрисон Маттесон. Испытание ведьмы. XIX век
Томпкинс Харрисон Маттесон. Испытание ведьмы. XIX век

Правда о процессах над салемскими ведьмами, которая еще страшнее, чем предание, будет раскрыта благодаря специальной выставке в музее Пибоди Эссекс, 30 сентября пишет обозреватель Кати Уайт на страницах ARTnews.

«Процессы над ведьмами стали одной из самых мрачных страниц в истории американского колониализма: весной 1692 года три девушки в Салеме, штат Массачусетс, заявили, что одержимы дьяволом, и обвинили нескольких местных женщин в колдовстве. Обвинения вызвали волну паники в пуританском колониальном обществе, и через несколько коротких месяцев более 200 человек будут обвинены. Пятеро мужчин и 16 женщин будут повешены по ошибке», — пишет обозреватель.

Даже 300 лет спустя суд над салемскими ведьмами продолжает оставаться в ловушке народного воображения. Новая выставка «The Salem Witch Trials» в музее в Салеме, раскроет новый сенсационный период и опишет, как эти события развивались в реальной жизни, а также, что соединяет и сопоставляет эти реалии 17-го века с современным всплеском культуры ведьм.

Входя на выставку, посетители с головой погружаются в прошлое благодаря множеству первоисточников, относящихся к судебным процессам и обвинениям (документы можно изучить на сайте музея).

Как известно, в предыдущие месяцы условия в колонии были ужасными: сильные холода, нехватка топлива, недавняя вспышка оспы, политическая нестабильность и стычки с местными индейскими племенами породили большую напряженность и сделали «колдунов» козлам отпущения, поясняет издание.

Среди документов процесса — свидетельства в защиту Джона и Элизабет Проктор, местного землевладельца и его жены, которых обоих предали смерти по обвинению в колдовстве. Одно письмо в защиту Прокторов было подписано 32 их соседями — смелый жест, учитывая, что многие люди, включая Джона Проктора, были обвинены после того, как выступили защитниками Прокторов, но письмо никак не повлияло на судьбу семьи.

Уже через десять лет после судебных разбирательств суды признали их несправедливыми, а к 1711 году потомкам повешенных стали выплачиваться компенсационные выплаты,

Один увлекательный раздел выставки посвящен Элизабет Хау, одной из первых женщин, повешенных за колдовство в июле 1692 года. Как выясняется, она также была предком покойного модельера Александра Маккуина. Маккуин назвал бы свою осенне-зимнюю коллекцию 2007 года «Памяти Элизабет Хау, 1692». На выставке представлено одно из таких платьев, в котором шотландский дизайнер переосмыслил традиционные символы колдовства и язычества, превратив их в нечто вроде портновских амулетов для женщин.

Записи о судебном процессе над Хау создают леденящее кровь впечатление. В одном документе, озаглавленном «Допрос Элизабет Хау, 31 мая 1692 года» и написанном загадочным шрифтом, приводится транскрипция обвинений, выдвинутых Мерси Льюис, Мэри Уолкот и Энн Патнэм, включая то, что Хау задохнулась, используя колдовство.

Ответ Хау вызывающий и ясный: «Бог знает что, я невиновна ни в чем», — говорит она в одном отрывке, а позже говорит, что даже не знает обвиняющих ее женщин.

«Разве вы не видели привидений?» — спрашивают подсудимую.

«Нет, никогда в моей жизни», — отвечает она.

«Те, кто признался, говорят нам, что использовали изображения и булавки, теперь расскажите нам, что вы использовали», — настаивают судьи, подталкивая ее к признанию в колдовстве.

«Вы хотите, чтобы я призналась в том, чего я не знаю», — возражает Хау.

Одна из обвинителей Хау, Энн Патнэм, в том году обвинила в колдовстве около 62 человек. В музее можно увидеть деревянный ленточный ткацкий станок, принадлежащий Ребекке Патнэм, родственнице Энн. Хотя семья Патнэм была среди самых активных обвинителей, на самом ткацком станке есть фольклорная резьба, связанная с магией и оккультизмом.

Выставка включает современную работу фотографа Фрэнсис Ф. Денни «Основные арканы: портреты ведьм в Америке». Это серия из 13 портретов женщин, которые сегодня идентифицируют себя как ведьмы. Сложные женщины, которых представляет Денни, описаны в сопровождающих эссе, где описаны их магические практики. Сама Денни является потомком как жертвы судебных процессов, так и Сэмюэля Сьюэлла, судьи, разжигавшего публичную манию.

Дэн Липкан, сокуратор выставки «Суд над салемскими ведьмами», завил, что видит выставку как предупреждение против панического группового мышления, от которого не застрахована ни одна эпоха.

«Эта выставка своевременна, потому что сегодня мы продолжаем быть свидетелями несправедливости, и мы можем извлечь уроки из процессов Салемских ведьм, проявив большую терпимость, снисходительность и благотворительность», — резюмирует цель выставки Липкан.