1. Экономическая война
  2. Автономия Гонконга
Гонконг, / ИА Красная Весна

Гонконг из международного финцентра становится кошельком Си Цзиньпина — AN

Изображение: (сс) Sergei Listopad
Гонконг
Гонконг

Четверть века назад Китай пообещал Гонконгу большую автономию в рамках модели «одна страна, две системы», однако сейчас президент Китая одновременно применяет к Гонконгу два разных стандарта, пишет Такеши Кихара 10 июля в статье для журнала Asia Nikkei.

Си Цзиньпин использует город как «кошелек», применяя два отдельных стандарта — «одна страна» для политики и «две системы» для экономических дел — рискуя положением Гонконга как главного финансового центра Азии.

Взгляд Пекина на Гонконг сильно изменился за последние 25 лет. В 1997 г. на эту территорию приходилось 18% всей экономики Китая; сегодня эта цифра составляет 2%. За тот же период количество китайских компаний, зарегистрированных в Гонконге, подскочило со 101 до 1370. Эти компании составляют 78% капитализации фондового рынка Гонконга.

Может показаться, что Китай поглотил Гонконг, но город по-прежнему играет ключевую экономическую роль. За последние 25 лет «Гонконг играл ключевую роль для Китая. Первая — это торговля, вторая — прямые инвестиции, а третья — рынок капитала [развитие]», — сказал Чарльз Ли, бывший генеральный директор Hong Kong Exchanges and Clearing.

Гонконг также выступает в качестве канала для капитала, идущего в Китай. В 2021 году 76% прямых инвестиций в Китай поступило через Гонконг по сравнению с 46% в 1997 году. Из иностранных инвестиций в китайские акции 22% пришлись на Гонконг. Для облигаций этот показатель составил 28%.

Многие китайские компании также репатриируют зарубежную прибыль через Гонконг. В отличие от материкового Китая, на территории не действует контроль за движением капитала, поскольку гонконгский доллар привязан к валюте США. «Китайские компании используют Гонконг для сбора средств и глобального бизнеса, чтобы избежать ограничений на китайский юань», — сказал Минору Ногимори, старший экономист Японского исследовательского института.

Гонконг укрепил свой статус финансового центра благодаря экономическому могуществу Китая. Но в то же время Гонконг становится менее интернациональным.

По мере того как американские и европейские финансовые специалисты уезжают из Гонконга, их все чаще заменяют материковые китайцы. Гонконг выдал около 2600 рабочих виз иностранным финансовым работникам в 2021 году, что почти на 50% меньше, чем в 2019 году, примерно столько же, сколько 2300 виз, выданных претендентам на финансовые должности из материкового Китая.

По состоянию на конец марта в Гонконге насчитывалось в общей сложности 126 иностранных и китайских банков, главные офисы которых расположены за пределами города, что на 8% меньше, чем в 2014 году. Сингапур, в котором находится 127 иностранных банков, впервые за 19 лет обогнал Гонконг. лет в этом году.

В Гонконге также произошли большие социальные изменения с тех пор, как Пекин ввел жесткий закон о национальной безопасности в 2020 году после массовых продемократических протестов в прошлом году. Эта трансформация в сочетании с тем, как Китай справился с пандемией COVID-19, побудила многие американские и европейские компании и уйти.

Деньги также начинают утекать из Гонконга. В июне под управлением хедж-фондов в Гонконге находились средства на сумму $80,2 млрд, что намного больше, чем $53,1 млрд в Сингапуре и $18,1 млрд в Японии, но по данным исследователя Eurekahedge, показатель в Гонконге снизился на 17% по сравнению с 2019 годом.

Учитывая неопределенность правовых и политических основ, неясно, как долго бывшая колония Великобритании сможет функционировать в качестве мирового финансового центра.