Рустем Яхин обладал внутренним стержнем — интервью к 100-летию композитора
Столетие великого татарского композитора Рустема Яхина (1921–1993) отметили в Республике Татарстан. В этот памятный день, 16 августа, ИА Красная Весна побеседовало с кандидатом искусствоведения, доцентом, заведующей кафедрой татарской музыки и этномузыкологии Казанской государственной консерватории (КГК) им. Н. Г. Жиганова Лилией Сарваровой.
Рустем Яхин является автором порядка 400 романсов, в т. ч. вокальных циклов (один из них — «В Моабитском застенке» на сл. Мусы Джалиля), двух кантат, концерта для фортепиано с оркестром, множества фортепианных пьес, в т. ч. фортепианного цикла «Летние вечера», пьес для скрипки и виолончели, а также обработок татарских народных песен.
ИА Красная Весна: Чем, на Ваш взгляд, интересны композитор Р. Яхин и его творчество?
Лилия Сарварова: Творчество Рустема Яхина — это совершенно особая страница в истории татарской музыки. Его творчество известно не только в Республике Татарстан, но и далеко за ее пределами. Он получил известность не только как талантливый композитор, автор многочисленных произведений, пользующихся большой популярностью у самых разных слушателей, но еще и профессиональный пианист, яркий интерпретатор своих собственных сочинений.
У Рустема Яхина уникальный и неповторимый тон высказывания, своя стилистика, свой почерк. Рустем Яхин потрясающий мелодист. Его творчество принимается и профессионалами, и любителями музыки. Творчество Яхина, на мой взгляд, вне времени. Оно актуально и сейчас.
ИА Красная Весна: Чем Р. Яхин, по Вашему мнению, оставил свой след в музыкальной «летописи» (касательно идейно-художественного замысла, музыкального языка, стиля и т. д.)?
Лилия Сарварова: Яхин внес значительный вклад в развитие камерно-вокальной и камерно-инструментальной музыки Татарстана. Он автор множества романсов, которые продолжают исполняться и сегодня. Он автор первого в истории татарской музыки фортепианного концерта, а также фортепианных циклов, миниатюр.
Яхину, как я уже сказала выше, присущ уникальный и при этом узнаваемый музыкальный язык, основанный на авторском осмыслении татарского мелоса и претворении романтических музыкальных традиций.
ИА Красная Весна: Какие ключевые моменты в жизни Р. Яхина, повлиявшие на становление личности композитора, Вы бы отметили как наиболее важные?
Лилия Сарварова: На мой взгляд, всё, что происходило в жизни Рустема Яхина, наложило отпечаток на его творчество. Профессиональное обучение, знакомства и встречи с ведущими композиторами, поэтами, сотрудничество с музыкантами — вокалистами, инструменталистами — всё это влияло на его творчество.
— При этом Рустем Яхин, судя по воспоминаниям современников, при всей своей природной интеллигентности, обладал внутренним стержнем и сам в значительной степени влиял на творческое окружение.
ИА Красная Весна: Что для Вас значит музыка Р. Яхина?
Лилия Сарварова: Музыка Яхина — это часть нашего наследия, нашей культурной традиции. При этом музыка Яхина всегда очень личная. Я очень люблю слушать его романсы, делаю это очень часто, и всегда в душе есть отклик на эту музыку.
Напомним, Рустем Яхин родился 16 августа 1921 года в Казани. В 1933 году юноша начинает обучение в Детской музыкальной школе (ДМШ) № 1 под руководством воспитанника Петербургской консерватории Р. Л. Полякова и 1937 году оканчивает ее с отличием.
По рекомендации педагогов из музыкальной школы Р. Яхин поступает в музыкальное училище при Московской государственной консерватории (МГК) по классу специального фортепиано А. Г. Руббаха, которое оканчивает в 1941 году. В тот же год талантливый пианист поступает сразу на второй курс фортепианного отделения МГК, но занятия прерываются, и Р. Яхин возвращается в Казань.
В 1942 году начинающий композитор уходит на фронт Великой Отечественной войны, где служит сначала в артиллерии, а затем в ансамбле песни и пляски Московского фронта ПВО.
Консерваторию Рустем Яхин окончил лишь в 1950 году. Затем он преподавал в Казанской консерватории композицию и камерный ансамбль. С 1948 года Р. Яхин — член Союза композиторов СССР.