1. Социальная война
  2. Разрушение образования
Москва, / ИА Красная Весна

Учителя, приобретая опыт, меняют отношение к работе — исследование

Уинслоу Хомер. Школа в провинции. 1871
Уинслоу Хомер. Школа в провинции. 1871

Цель и смысл работы педагога с приобретением опыта работы в школе смещаются от передачи знаний к воспитанию личности ребенка, утверждается в исследовании Российской академии образования (РАО), опубликованном 27 ноября в журнале «Вестник образования».

В исследовании, проведенном сотрудниками РАО, были проанализированы различия в отношении к работе у педагогов в шести группах: со стажем менее трех лет, работающих 3–8 лет, 9–13 лет, 14–18 лет, 19–23 года, более 24 лет. Как оказалось, молодые учителя главной своей целью считали передачу знаний, а педагоги с опытом — воспитание.

«Как оказалось, в ходе профессионального становления учителя общая установка на формирование прочных знаний, определяющая основной целевой ориентир, наполняется новым содержательным смыслом, а его цели и мотивы, как правило, смещаются от демонстрации образцов владения учебным предметом к развитию ученика как субъекта учебной деятельности», — поясняют исследователи.

Отмечается, что у педагогов со стажем 14-18 лет появляется стремление к личностному развитию учеников, а после 20 лет работы для учителей главным становится научить ребенка учиться.

Напомним, 21 мая 2020 года на совещании о ситуации в системе образования в условиях распространения коронавирусной инфекции Путин, обсуждая изменения в системе образования, дал оценку ситуации вокруг вынужденного дистанционного образования. Он расценил «слухи и вбросы» о том, что в стране будет введено дистанционное обучение, которое полностью заменит традиционное, как «откровенную провокацию». Президент предложил внести в закон об образовании поправки, которые ставят цель «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы».

19 июня 2020 года министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что главной задачей школы станет воспитание, а не обучение.

1 сентября 2021 года спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что высокой миссией образования является формирование гармонично развитой личности.

Комментарий редакции

Исследователи, фиксируя разное понимание целей работы у педагогов со стажем и у молодых, не учитывают социально-политические изменения, произошедшие в России за 30 лет. Между тем они очень важны для понимания причины разного отношения к работе.

В советской системе образования обучение и воспитание были неразрывно связаны. В постсоветский период воспитательная функция была отброшена на периферию образования, которое было превращено в одну из сфер услуг. Многие учителя стали опасаться предоставить «некачественные услуги» родителям, которые стали требовать индивидуального подхода и преференций для своего ребенка. В образовании воцарился принцип «детоцентризма», подменяющий воспитание развлечением в полном соответствии с идеалами общества потребления.

Лишь немногие педагоги, получившие еще советское образование, сохранили понимание важности воспитания, что и отметили исследователи.