24
июл
2021
  1. Культурная война
  2. Проблемы современного театра
Токио, / ИА Красная Весна

Японские театры сталкиваются с новыми угрозами

Актер Итикава Садандзи II (1880–1940) в роли Дайсаку в пьесе «Хиноки-яма дзики» держит в зубах отрезанную голову. Театр Хонго-дза, 1914 г.
Актер Итикава Садандзи II (1880–1940) в роли Дайсаку в пьесе «Хиноки-яма дзики» держит в зубах отрезанную голову. Театр Хонго-дза, 1914 г.
Актер Итикава Садандзи II (1880–1940) в роли Дайсаку в пьесе «Хиноки-яма дзики» держит в зубах отрезанную голову. Театр Хонго-дза, 1914 г.

Проблема привлечения молодых людей в театральные залы — одна из важнейших, стоящих перед традиционными японскими исполнительскими искусствами — кабуки, но и бунраку, сообщает 22 июля nippon.com, публикуя большую редакционную статью на эту тему.

В основу статьи легло интервью с критиком традиционного театра кабуки Рюити Кодама, работающим в газете «Асахи симбун».

Сейчас, в эпоху коронавирусной пандемии японский театр переживает эту проблему особенно остро.

С началом третьего коронавирусного чрезвычайного положения 25 апреля 2021 года многие театры отменили спектакли. В театре бунраку 87-летний Йошида Миносукэ (имеющий статус «живое национальное достояние») объявил о своей отставке и должен был откланяться в день закрытия весеннего сезона в духовном доме театра кукол в Национальном театре Бунраку в Осаке. Внезапное объявление чрезвычайного положения означало, что его последнее выступление должно было состояться на день раньше намеченного срока — 24 апреля. «Миносукэ—один из величайших образцов своего искусства — вероятно, один из трех выдающихся кукольников бунраку оннагата (кукольников, исполняющих женские роли) последних 100 лет. Многие поклонники купили бы билеты специально, чтобы быть на его заключительном спектакле 25 апреля, и с нетерпением ждали бы, чтобы быть рядом, отмечая конец одной из великих карьер», — отметил Кодама Рюити, заместитель директора Мемориального театрального музея Цубучи в Университете Васэда.

«Правительство объявило чрезвычайное положение в ночь на пятницу—23 апреля. Как и в случае с предыдущими объявлениями, не было никакой координации с людьми и предприятиями, которые будут затронуты этим решением. На самом деле, когда люди пытались звонить в правительственные учреждения в выходные дни за советом о том, как реагировать, было трудно связаться с кем-либо по телефону. Но они не хотели поднимать протест и спрашивать, что означало внезапная отмена спектаклей. Опыт научил их, что подобные протесты часто не приносят ничего, кроме критики, особенно в социальных сетях» — подытожил Рюити.

На этот раз национальные и местные власти потребовали, чтобы все мероприятия проходили без зрителей, за исключением тех, которые считались «необходимыми для нормального функционирования общества». «Почти все театры ракуго в Токио решили продолжать спектакли по расписанию», — говорит Кодама. «Они заявили, что, предоставляя место для смеха, они выполняют важную функцию. Это был умный ответ: они знали, что любой, кто не одобрял их деятельность, рисковал выглядеть как хамоватый резонер. В конце концов и они сдались после дополнительных запросов от токийского правительства—но я думаю, что если бы какой-нибудь коммерческий театр попытался сделать то же самое, он получил бы настоящую трепку».

По мнению Рюити правительство частично виновато в критике со стороны театрального сообщества. «Чиновники должны нести часть вины за свою постоянную неспособность выработать последовательное видение места искусства в обществе. В марте 2020 года тогдашний премьер-министр Синдзо Абэ и губернатор Токио Юрико Коике заявили, что, хотя и прискорбно, что искусство потеряет деньги, будет трудно найти средства для их поддержки за счет налогов. Даже сейчас, когда коронавирусный кризис затянулся дольше, чем кто-либо ожидал, и правительство одобрило огромный дополнительный бюджет для финансирования чрезвычайного экономического пакета, включая гранты для тех, кто занимается искусством, трудно уловить какой-либо четкий сигнал от законодателей о том, что они действительно понимают важность поддержки культурной деятельности».

Во многих отношениях влияние нынешней пандемии на искусство беспрецедентно. Впервые театральные представления прекратились почти везде. «Театры закрылись в Лондоне во время пандемии испанского гриппа 100 лет назад, но спектакли продолжались и в других местах—в Японии, а также в Нью-Йорке и Париже. И многие спектакли продолжались во время Второй мировой войны, даже в Японии» — отмечает критик.

В театре Кабукиза в Гиндзе, самом престижном театре кабуки в стране, спектакли были отменены с марта по август 2020 года, но затем они возобновились со строгими профилактическими мерами. Несмотря на некоторые отмены и отсрочки, спектакли шли с достаточной регулярностью.

Кабуки поддерживает кинокомпания «Шочику», которой принадлежит «Кабукидза», а также сеть кинотеатров. Эта схема, при которой одна коммерческая компания поддерживает традиционное исполнительское искусство — уникальна. Не только актеры, но и весь персонал театра в основном финансируются «Шочику».

Единственный способ пережить пандемию — поставить как можно больше спектаклей, даже если это означало сокращение числа зрителей. Другого выхода не было.

Но актеры и музыканты находятся в другой ситуации, в некотором смысле даже худшей. Исполнители в основном работают на себя. Они ведут свой собственный бизнес, и большинство из них дают частные уроки пения и других аспектов искусства, чтобы поддержать себя. Они столкнулись с двойным кризисом: когда количество выступлений резко упало, они не могли давать и очные уроки.

Что касается театра бунраку, то он уже давно находится в кризисном состоянии. В начале двадцатого века Шочику владела коммерческими правами и на бунраку, но после войны кукольный театр окончательно потерял популярность. Шочику использовала прибыль от кинобизнеса, чтобы покрыть свои убытки от театра, но когда золотая эра кино подошла к концу, это уже было нереально. В 1962 году компания Шочику решила избавиться от своего убыточного актива. В следующем году была образована Ассоциация Бунраку Киокай. Ее основная бизнес-модель заключается в том, что ассоциация держится за счет субсидий национального правительства, муниципалитетов и префектур Осаки. Бунраку действительно работает только в небольших театрах, что очень затрудняет превращение его в прибыльный бизнес. В 2012 году Хасимото Тору, который в то время был мэром Осаки, объявил, что пересматривает субсидию, которую город давал ассоциации. Чуть позже размер субсидии действительно был сокращен, ввергнув бунраку в серьезный кризис, от которого ему еще предстоит оправиться. В то же время многие ветераны-рассказчики и кукловоды ушли на пенсию, и подготовка следующего поколения исполнителей стала настоящей головной болью. Это один из важнейших вопросов, который искусство должно решать в срочном порядке, если оно хочет иметь будущее.

В июле 2020 года в токийском районе Икебукуро открылся комплекс Hareza Ikebukuro из восьми театров (включая кинотеатр). Этот проект был частью инициативы мэра муниципалитета Тосима по превращению этого района в крупный центр искусства. Комплекс включает в себя театр, способный ставить спектакли кабуки и знаменитое женское ревю Такарадзука. Но в то же время в апреле 2021 года действующий мэр Тоеоки в префектуре Хего потерпел поражение на местных выборах после того, как дал предвыборное обещание использовать исполнительское искусство для вливания новой энергии и денег в местную экономику.

«Как только театр или фестиваль искусств ставит место на карте и начинает приносить деньги в местную экономику, взгляды людей меняются. Но чтобы достичь этого уровня, нужно время. И времени часто не хватает. Трудно получить народную поддержку для художественного проекта в разгар пандемии, когда люди беспокоятся о своих средствах к существованию и просто хотят остаться в живых. Но пример Икебукуро показывает, что это можно сделать. Если время выбрано правильно, и есть достаточно политической воли, чтобы довести проект до конца, вы можете построить что-то новое и сделать исполнительское искусство одним из центров притяжения местности. Это нелегко, но возможно» — говорит Кодама.

Золотой век кабуки пришелся на период Эдо (1603-1868). Тогда было три официально признанных крупных театра: Ишимураза, Накамураса и Моритаза. Но кроме них было много небольших театров, где спектакли могли ставиться по всей стране, в том числе и в небольших городах. Конечно, были театры в Осаке, Киото, Нагое и всех других крупных городах, но были и небольшие театры на территории храмов. Хотя они были временными, было достаточно легко подать заявку на продление, когда их лицензия закончилась, и во многих случаях они становились почти постоянными театрами.

К началу XIX века было около 130 таких небольших театров, разбросанных по всей стране. Как правило, актеры принадлежали к странствующим труппам, которые гастролировали по стране с выступлениями. Были также сцены в святилищах и храмах в фермерских деревнях по всей стране, где местное население ставило спектакли кабуки и кукольные спектакли для собственного развлечения. Исследование, проведенное в 1960-х годах, обнаружило доказательства существования 3000 таковых трупп, включая те, которые все еще сохранились.

В течение 1830-40-х годов главный советник сегуна Мидзуно Тадакуни принял ряд мер жесткой экономии, известных как реформы Тэнпо. Театр Кабуки был подавлен. Сегунат вытеснил три великих театра из их расположения рядом с мостом Нихонбаси в центре города и переместил их в Асакусу. Седьмой Итикава Даньдзюро и второй Накамура Томидзюро, два великих актера своего поколения, были изгнаны из Эдо и Осаки соответственно. Мицуно надеялся полностью сокрушить кабуки, но другой чиновник по имени Тояма Кинсиро утверждал, что людям нужны развлечения. Сегодня ему приписывают спасение театров кабуки от разрушения.

Эра Мэйдзи [1868-1912] увидела рождение новых стилей театра, таких как shingeki (новый театр) под западным влиянием, и исполнительское искусство сохраняло глубокие корни в сообществах по всей стране в 1940-х и 1950-х годах. Но эта память была утрачена, и во многих регионах люди стали думать о драме как о чем-то, что когда-то существовало только в больших городах. Они забыли, что это когда-то имело отношение к их собственной жизни или истории их собственных общин.

«Если регионы хотят использовать исполнительское искусство для повышения своего авторитета, я думаю, что крайне важно, чтобы эти усилия основывались на понимании того, что они не просто пересаживают чужеродную культурную форму из Токио. Нет, они возвращают то, что раньше существовало прямо там, в их собственных сообществах. Я думаю, что это жизненно важно для успеха такого рода проектов» — говорит Кодама.

В 2020 году театр кабуки опробовал несколько новых проектов, многие из которых основывались на прямом эфире и онлайн-трансляциях. Но еще до пандемии попытки привлечь молодежную аудиторию уже были заметной частью кабуки.

Например, на мероприятии Чо-Кабуки, проходившем в апреле 2021 в префектуре Тиба, актер кабуки Накамура Сидо выступал вместе с Хацунэ Мику — певицей виртуальной реальности «вокалоид». Шоу посмотрели десятки тысяч молодых людей, большинство из которых никогда раньше не видели кабуки, и это событие стало большим хитом, как для живой аудитории, так и для онлайн-зрителей.

Еще один успех пришел к версиям популярной во всем мире манги кабуки, таким как One Piece, Narutои Nausicaa of the Valley of the Wind. Эти эксперименты оказались успешными в привлечении новых слушателей. Но будут ли эти люди продолжать посещать представления классического кабуки — это уже другой вопрос. Все не так просто. Растущая фрагментация аудитории стала еще одной серьезной проблемой за последние несколько десятилетий.

Что произойдет, когда пандемия закончится? Вернутся ли традиционные зрители к своей привычке? Вернутся ли они в театры?

Билеты на кабуки и другие спектакли, конечно, недешевы. Я думаю, что есть необходимость для отрасли рассмотреть общую систему, которая позволила бы молодым людям получить доступ к выступлениям по более низким ценам. Они должны думать об этом как об инвестициях в будущее. В противном случае возникает опасность, что дети, рожденные в богатых семьях больших городов, вырастут со вкусом к театру, в то время как дети в других частях страны всю свою жизнь не увидят ни одного спектакля. И если это произойдет, у театра нет будущего», — предупреждает Кодама.

Весь театр основан на культуре зрителей, разделяющих одно и то же пространство в одно и то же время, все внимание сосредоточено в одном и том же направлении. Сегодня много молодых людей довольствуются тем, чтобы видеть мир только на экране своих телефонов. Это представляет собой вызов для театра — считает Кодама. — Я думаю, что театрам нужно серьезно подумать о том, как они могут привлечь молодежь. Я хочу, чтобы они сломали барьеры между жанрами. Конечно, у людей есть личные предпочтения. Некоторые люди любят только мюзиклы или современные пьесы; другие ходят только в кабуки или но. Но среди людей, которые любят мюзиклы, должны быть те, кто любит кабуки и современный театр.

Есть и такие люди, которые играют сами, но никогда не ходят на чужие спектакли. Нам нужно найти способ немного уменьшить фрагментацию аудитории.

Кодама говорит, что его самая большая забота о будущем заключается в том, что уважение к традициям утрачивается.

— Раньше в обществе существовал консенсус относительно ценности традиций и важности передачи этих вещей следующему поколению. Это относилось ко всем видам традиционного ремесла—даже если кто-то не интересовался им лично, он все равно понимал ценность

обеспечения его выживания. Сегодня у меня сложилось впечатление, что для многих людей вещи, которые им безразличны, могут просто не существовать. Люди небрежно говорят о необходимости перемен. Они говорят, что недостаточно просто поддерживать вещи такими, какими они были всегда, —традиция — это бесконечный процесс изменений и реформ.

Средства массовой информации и общество, как правило, сосредотачиваются исключительно на экспериментальных вещах и новинках. Это означает, что люди, которые постоянно развивают свое искусство и упорно трудятся, чтобы передать традицию, как правило, остаются незамеченными. Как только молчаливое большинство потеряет уважение к людям, которые поддерживают культуру за кулисами, плотина прорвется, и будет слишком поздно повернуть течение вспять.

Все традиционные искусства поддерживаются людьми, которые живут сегодняшним днем. В этом смысле можно сказать, что кабуки, но и бунраку всегда шли в ногу со временем. И Кодама не отрицает, что пробовать что-то новое-это способ впрыснуть новую энергию. Но игнорировать традиции, накопленные за более чем 400-летний период — это не конструктивное развитие. Важны и сохранение и изменение. Вы не можете получить одно без другого. Вы не можете утверждать, что защищаете традиционную культуру, просто отсеивая все, что кажется устаревшим, и делая его новым, чтобы удовлетворить вкусы современной эпохи.

Почему так важно защищать традиции? Людям, которые настроены скептически, я бы сказал следующее. Традиционные формы искусства имеют историю, которая намного длиннее, чем любая человеческая жизнь. Когда вы сталкиваетесь лицом к лицу с этой историей, с этими древними традициями, как вы себя чувствуете? Мне бы хотелось, чтобы люди серьезно задумались над этим вопросом.

Кодама всю свою жизнь изучал кабуки и писал о нем. Чтобы закончить наше интервью, мы попросили его поразмышлять над тем, что делает кабуки привлекательным видом искусства.

Он высказал следующие аргументы: Прежде всего, это универсальная привлекательность драмы. То есть это не является особенностью кабуки. И если вы продолжаете наблюдать театр в течение многих лет, то на разных этапах вашей жизни обнаруживаются различные стороны его привлекательности. Вы наблюдаете, как растет и развивается в реальном времени актер, и начинаете думать обо всех предыдущих поколениях, которые наблюдали, как разные актеры играют одну и ту же роль. Или вы можете увидеть на сцене пожилого актера и подумать: он никогда не смог бы так хорошо сыграть эту роль, когда был молод. Это как путешествие во времени. Драмы, разыгрываемые на сцене, — это истории, которые поколения людей по всей Японии лелеяли на протяжении веков, начиная со средних веков или периода Эдо. Наблюдение за этими пьесами, исполняемыми сегодня, дает нам возможность, я думаю, почувствовать связь, которая все еще связывает сегодняшнее поколение с нашими предками. Это живые корни, которые связывают нас с нашим прошлым.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER