1. Культурная война
  2. Массовая культура
Афины, / ИА Красная Весна

В Греции будут принудительно транслировать национальную музыку?

Изображение: (сс) facts.museum/2354
Сиртаки
Сиртаки

45% всей музыки, звучащей по местному радио или в общественных местах, должно быть греческой. Такой законопроект вынесло на общественное обсуждение правительство Греции, рассказывает 31 марта британская воскресная газета The Observer.

«В условиях глобализации музыка из англоязычных стран практически навязана нам», — утверждает министр культуры Лина Мендони. «Распространение греческой музыки ограничено. Статистика показывает, что она составляет 30% от всего, что мы слышим, остальное приходит извне. А согласно конституции, мы обязаны защищать национальное искусство».

Она подчеркнула, что в обмен на расширение трансляций греческих мелодий радиостанции получат больше времени для проката рекламных роликов. «Они ничего не потеряют. Мы предоставляем стимулы», — добавила Мендони.

Разработанный в духе не только поощрения развития и защиты национальной музыки, но и обеспечения «распространения греческого языка», закон будет еще более драконовским в отношении фильмов и аудиовизуального контента, финансируемых государством, подчеркивает The Observer. В обоих случаях квота на местный музыкальный контент увеличивается до 70%.

Этот законопроект — «сладкая мелодия» для ушей греческих певцов, авторов текстов и композиторов, отмечает издание. Мало кто пострадал от карантина из-за COVID так сильно, как работники культурного сектора страны. Поскольку исполнители выживают на «нищенских зарплатах» и за счет незначительной государственной поддержки, они восприняли планы правительства «как луч света и надежды после трудных и мрачных лет пандемии».

Но многим такой шаг представляется необдуманным и, в конечном счете, неисполнимым. Осуждая его, Всегреческая федерация владельцев отелей предупредила, что «предприятия предпочли бы вообще убрать музыку из мест общего пользования», чем принимать диктат. Частные радиостанции призвали к отказу от законопроекта, заявив, что нет смысла навязывать слушателям больше рекламы.

А левая оппозиция назвала эту меру чем-то из арсенала режима «черных полковников» — военной хунты, которая запретила «Битлз» и мини-юбки через несколько дней после захвата власти в 1967 году.

Греческая киноиндустрия, которая в настоящее время находится в центре внимания благодаря фильму афинского режиссера Йоргоса Лантимоса «Бедняги», получившему четыре «Оскара», заявила, что закон ограничивает свободу выражения мнений и приравнивается к цензуре. «Заставлять кинематографистов включать песни на греческом языке в фильмы или рисковать лишением государственных грантов — ибо именно это подразумевает этот закон — абсурдно. Как и многое из того, что делает это правительство, это возвращает нас к темным эпохам в нашей истории», — сказала Кириаки Малама, режиссер театра и кино.

Еще хуже то, настаивает она, что из законопроекта, который должен был помочь индустрии, исключено огромное количество композиторов, чьи произведения написаны исключительно для оркестра, молодых авторов песен, тексты которых часто написаны на английском языке, и исполнителей, которые концентрируются на джазе, роке и альтернативной музыке.

Но у Мендони есть свои сторонники. Для Луки Кацели, бывшего министра экономики — социалиста, которая сейчас является генеральным директором организации Edem, защищающей права интеллектуальной собственности на музыкальные произведения, негативная реакция — это буря в стакане воды.

Греция всего лишь делает то, что другие страны делали десятилетия назад, говорит она. «Суть в том, что если вы не защитите грекоязычный репертуар и создателей национальной музыки, они окажутся под угрозой исчезновения», — заявила она The Observer.

«Их не останется через 10 лет из-за глобализации и того факта, что международные платформы все чаще продвигают англоязычные репертуары. Да, могут быть разные способы решения этой проблемы, но закон определенно движется в правильном направлении. Франция сделала то, что мы делаем, много лет назад и была намного жестче».

Чтобы успокоить критиков, Мендони пообещала, что голоса оппозиции будут приняты во внимание до того, как закон будет вынесен на голосование в ближайшие недели, сообщает издание.