Учитель: отчуждение от высокой культуры — путь к социальной катастрофе
О необходимости создания программы культурного просвещения для подрастающих поколений рассказал преподаватель Пермского краевого колледжа «Оникс» Никита Федотов 25 января на заседании пермского гражданского комитета «В защиту культурного наследия», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Заседание комитета было посвящено обсуждению причин трагедии, произошедшей 15 января в пермской школе №127, в которой два подростка нанесли многочисленные ножевые ранения учителю, детям и друг другу. Доклад преподавателя гуманитарных дисциплин был посвящен проблеме падения уровня культуры в обществе и социально-психологическим последствиям декультурации.
Опираясь на свой педагогический опыт, докладчик отметил катастрофический уровень знаний обучающихся о мировой художественной культуре. По его мнению, из поля зрения и восприятия молодежи вытеснены образцы высокой культуры.
«Дальнейшее отчуждение подрастающих поколений от высокой культуры может привести к социальной катастрофе. Мы уже на ее пороге. Снижение уровня культуры снимает социальные запреты, разрушает моральные нормы. Образцы высокой культуры вытесняются низкопробной продукцией массовой культуры, которая работает на пробуждение животного начала в природе человека. Ребенок оказывается в смысловом вакууме, который может быть заполнен путем приобщения к классическому искусству», — сказал Федотов.
Докладчик считает, что одной из стратегических задач новой культурной политики может стать программа по культурному просвещению. «Для осуществления нового ликбеза необходимы три составляющих: выработка программы действий, укрепление культурной инфраструктуры и формирование просветительского десанта. Самое главное, что можно и нужно сделать прямо сейчас — это остановить ликвидацию учреждений культуры!» — отметил преподаватель.
Он напомнил, что ежегодно происходит ликвидация учреждений культуры, запущенная в 1990-х годах. Докладчик подчеркнул, что в Пермском крае пик сокращения учреждений приходится на период «пермской культурной революции», которая осуществлялась в Перми с 2008 по 2012 год Маратом Гельманом и Борисом Мильграмом при поддержке губернатора Олега Чиркунова. «В период с 2008 по 2012 год в регионе исчезли 231 библиотека, 85 учреждений культурно-досугового типа, 748 детских оздоровительных лагеря», — сказал Федотов со ссылкой на данные Пермстата.
По его мнению, именно в этот период вектор культурной политики был смещен в сторону дорогостоящих и деструктивных карнавальных мероприятий, ориентированных на узкие социальные группы. Докладчик подчеркнул необходимость создания программы по культурному просвещению, которая могла бы обеспечить смену вектора культурной политики, направленной на воспитательный аспект и интересы большинства жителей региона.
«Создание программы по культурному просвещению может стать ответом на вызовы декультурации и деструктивного поведения, которые остро стоят сегодня перед нашим обществом. В связи с пермской трагедией чиновники всё чаще говорят о необходимости усиления контроля за семьями и о создании дополнительных механизмов выявления фактов неблагополучия. Но ювенальные меры могут только усугубить проблему. Чтобы бороться с причинами, а не следствием подобных проблем, необходимо формировать благоприятную для развития семьи среду, насыщать культурное пространство региона творческим и смысловым содержанием», — отметил Федотов.
Напомним, что гражданский комитет «В защиту культурного наследия» был создан в Перми 5 ноября 2016 года по итогам гражданского съезда. Инициаторами и организаторами съезда выступили представители творческого, научного и образовательного сообществ города. В резолюции учредительного съезда деятели культуры отметили катастрофическое падение уровня культуры и «отчуждение молодого поколения граждан от высокого культурного наследия, когда очевидно низкопробные образцы творчества вытеснили все, что имеет отношение к сложности и духовности». Участники съезда выразили готовность организовать альтернативную экспертную среду, чтобы отстаивать ценности патриотизма, духовности, морали.