1. Реальная Россия
  2. МКС: настоящее и будущее
Москва, / ИА Красная Весна

Специалисты РКК «Энергия» запатентовали способ быстрых полетов на МКС

Изображение: (cc) NASA
Союз МС-14
Союз МС-14

Метод сближения космического корабля с МКС, при котором сближение длится на протяжении всего одного витка вокруг планеты, запатентован специалистами ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» имени С. П. Королева. Сообщает 7 февраля начальник отдела баллистики корпорации Рафаил Муртазин, передает ТАСС.

«Нам выдали патент, с 12 ноября он включен в реестр государственных изобретений Российской Федерации», — отметил он.

Для выполнения одновитковой схемы полета, космический корабль после отделения от третьей ступени, должен в расчетный момент выполнить два включения реактивных двигателей. Это позволит кораблю выйти на коэллиптическую орбиту относительно орбиты МКС. В момент, когда станция наблюдается под углом в 23 градуса над горизонтом, должен быть выполнен еще один импульс, который приведет корабль в окрестности станции через половину витка.

Отмечается, что для одновитковой схемы необходима высокая точность начальных фазовых углов. Предельное отклонение от расчетной величины составляет всего один градус.

Для расширения диапазона приемлемых для сближения углов используется квазикомпланарное выведение, при котором корабль выводится на орбиту с небольшим рассогласованием с плоскостью орбиты МКС.

«Траектория ракеты-носителя на участке полета первой и второй ступеней остается неизменной. Когда начинает работать третья ступень, система управления плавно разворачивает РН по курсу и выводит на новое наклонение, на две-три сотых градуса отличающееся от наклонения МКС», — сказал Муртазин. Также он сообщил, что производители ракет подтвердили возможность выполнения такого маневра при помощи двигателей ракеты-носителя.

Однако, чтобы при стыковке вновь совместить орбиты корабля и станции, космическому кораблю потребуется боковой импульс. «Если построить схему правильно и сместить импульс подъема для сближения в точку пересечения плоскостей орбит корабля и МКС, цена боковой составляющей импульса „потонет“ в большом импульсе подъема», — добавил Муртазин.

Напомним, первые упоминания о разработке одновитковой схемы полета прозвучали в апреле 2019 года, тогда в РКК «Энергия» сказали, что реализация такой схемы может произойти спустя два или три года. Кроме этого, некоторые элементы одновитковой схемы уже отработаны во время полета грузового корабля «Прогресс МС-17» в середине 2021 года. Также о скорой реализации одновитковой схемы говорил глава РК «Роскосмос» Дмитрий Рогозин во время общения с космонавтами на орбите, которое транслировалось корпорацией.