Посещение музеев снова станет «привилегией богатства» — The Economist

Изображение: Sarah_Loetscher, pixabay, cc0
книги
книги

«Рафаэль 1520–1483», первая крупная художественная выставка после начала пандемии COVID-19 открывается сегодня в Риме. Приурочена она к 500-летию со дня смерти Рафаэля, мастера эпохи Возрождения. Однако призвана экспозиция не только придать блеск репутации художника, когда-то считавшегося более великим, чем Леонардо или Микеланджело. Это событие станет также проверкой того, как может демонстрироваться искусство в эпоху социального дистанцирования, пишет 2 июня британский еженедельник The Economist.

Посетители будут запускаться группами по шесть человек каждые пять минут и находиться на расстоянии двух метров друг от друга. В Италии юридически обязательное расстояние составляет всего один метр. Но, говорит де Симони, президент галереи Scuderie del Quirinale, где проходит выставка, поскольку люди будут постоянно передвигаться, желательно иметь «запас прочности».

Во Флоренции, в Кафедральном соборе Дуомо, для поддержания дистанции выбрали наручные браслеты, которые начинают мигать и вибрировать, если посетители оказываются слишком близко друг к другу, но в римской галерее это сочли «недопустимо назойливым».

Вместо этого во время путешествия по выставке служителям предстоит сопровождать и контролировать группы. В каждом из залов им придется занимать обозначенные на полу позиции, и именно при этом могут возникнуть трудности. Придется ли эксперту, желающему получить время для изучения, скажем, картины Мадонна Темпи и впервые выставляемых рядом эскизов к ней, двигаться дальше после краткого осмотра? Служителям потребуется в этой ситуации проявить изрядную долю такта.

Гораздо меньше людей увидят эту великолепную выставку, чем если бы не случилась пандемия. Если галерея не продлит время для посещения (а это уже обсуждается), в день она сможет принять принимать 800–900 гостей. Для сравнения, выставка картин Караваджо в 2010 году собирала почти по 6000 посетителей.

Это ставит вопрос о том, как галереи и музеи смогут выжить в финансовом отношении при таких строгих ограничениях. У государственной Scuderie del Quirinale большие резервы, но де Симони допускает, что другие могут ответить резким подорожанием входных билетов.

В мире COVID-19 искусство, как и авиаперелеты, могут снова стать «привилегией богатства», заключает издание.