Эксперт: культ Ленина имел религиозную природу
Культ Ленина оказался самым устойчивым из всех советских культов и продержался почти до крушения СССР, написал заместитель директора Центра исторической экспертизы и государственного прогнозирования РУДН Борис Якеменко 22 апреля в своем telegram-канале.
По мнению Якеменко, культ Ленина «несомненно, религиозную природу. Уже в 1920-е годы к Ленину прилагали определение „Моисей“ и утверждали, что он „посохом предначертал путь от хаоса к Союзу и Расцвету, и был народом вознесен“».
Он добавил, что стала формироваться вера в бессмертие Ленина — в подборке газетных и журнальных статей, вышедших в 1924 году и посвященных памяти Ленина, существует много текстов, указывающих на это. «Могила Ленина названа колыбелью всего человечества, что буквально пересекается с пасхальным стихом „Гроб Твой, Христе, источник нашего воскресения“. Смерть Ленина в пропаганде стала преподноситься, как жертва, принесенная за всех, как мученичество во имя великой и вечной идеи. „Непобедимый вестник мира, венчанный терном клеветы, пророк, вонзивший меч в вампира, свершитель огненной мечты“», — написал эксперт.
Как подчеркнул Якеменко, образ Ленина начал очень быстро обретать божественные черты. «С одной стороны, он простой земной человек, мягкий, демократичный в общении, любящий детей и животных. С другой это суровый вождь революции, грозный мессия, повелевающий судьбами мира», — написал эсперт.
Как заметил Якеменко, в материалах и настроении тех лет было налицо «богочеловечность» вождя, соединение в нем двух начал, божественного и человеческого — тем более, что покушение на Ленина в 1918 году истолковывалось как сакральная жертва, еще больше приближавшая образ Ленина к Богу.